дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 26.01.2023

Двадцать шестое января

     Классная работа

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова («Дума», «Родина»)

I.                  Посмотрите видеоурок https://youtu.be/58u5cAlGSvE.

II.               Работа над темой урока.

1. Слово учителя

    И. Л. Андроников писал: «Никогда ни в одной литературе мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал бы на поединке с теми же силами. Смерть Пушкина и рождение Лермонтова – трибуна неразделима» (И. Л. Андроников «Литература. Русская классика (избранные страницы)»).

     Но Лермонтов принадлежал к другому поколению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество.

2. Анализ стихотворения «Родина» (1841)

1). Слово учителя.

   В современном литературоведении высказывалось предположение, что в стихотворении «Родина» по-новому преломился образ лирического героя М. Ю. Лермонтова: от демонического взгляда сверху (от одиночества до презрения) он нисходит к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями. Недаром одиноких сосну, чинару, пальму сменила здесь «чета белеющих берез».

2). Прослушайте стихотворение в актерском исполнении https://youtu.be/BEb9OMBRuDI.

3). Прочитайте с. 279 – 280 учебника.

4). Беседа по вопросам.

- Что с первой строки стихотворения удивляет читателя?

- Как поэт заявляет о своей Родине? («Люблю отчизну я, но странною любовью»!)

- Есть противительный союз «но».

- Поэт утверждает свою любовь к Родине, но оговаривается, есть доля сомнения.

- Что же его смущает? («Слава, купленная кровью»)

- На что это указывает? (Кавказская компания. Война с турками, отсюда противоречивые взгляды.)

   Таким образом, появляется трагическое противоречие. С одной стороны, лирический герой по-прежнему глубоко привязан к родной природе, к национальным традициям, но государственную систему не принимает внутренне.

Вывод: возникает противоречие, образ Родины утрачивает целостность: с одной стороны – родная земля, с другой – чуждая сердцу поэту государственность.

3.     Анализ стихотворения «Дума» (1838).

 1).  Точная эмоциональная характеристика этой эпохи представлена в стихотворении «Дума». Прослушайте  стихотворение в актерском исполнении https://youtu.be/DNJtH0itoY8.

   2). Прочитайте с. 281 – 285 учебника.

   3). Беседа.

- Каково эмоциональное пространство стихотворения? (Текст предельно эмоционален.)

- Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. (Печально, жизнь томит, к добру и злу постыдно равнодушны, вянем, презренные рабы, потомок оскорбит презрительным стихом и т.д.)

- Каково художественное пространство стихотворения? (Эмоции на пределе. Пространство психологическое, замкнутое во внутреннем мире героя.)

- Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта? (Самоанализ, рефлексия.)

- Человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Мы видим, что субъективное перерастает в объективное.

Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция - ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.

- Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? (Поэт берет на себя ответственность за бездействие современников, разделяет их участь.)

- Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со-? (Вместе чувствуем, переживаем, страдаем.)

- Каково художественное время стихотворения? Выпишите в тетрадь глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. (Разом данное время, прошедшее, настоящее, будущее мыслится одновременно.)

- Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. (“Иссушили ум наукою бесплодной”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”; метафорические эпитеты: “плодовитая мысль”, “огонь кипит в крови”, “царствует холод”.)

- Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. (Сравнения, эпитеты, антитеза, ирония, инверсия, однородные члены предложения, восклицательные предложения. Приведите примеры.)

- Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства? (Донести до читателя основную идею: духовно нищее поколение ничего не может оставить после себя. Оно лишилось способности чувствовать, сопереживать, их проклянет потомство. Это может быть своеобразный реквием поколению, и в то же время обращение к будущим потомкам.)

– Давайте вспомним Пушкина, ведь для него этапы отдельной человеческой жизни (рождение, зрелость, смерть) естественны и закономерны. Как естественна и закономерна смена поколений и времен, но для Лермонтова все представляется в ином качестве. Пушкин – светлый в печали – приветствует и утверждает естественный ход жизни, он принимает эстафету из рук ушедшего поколения и передает ее будущему:

Так наше ветреное время

Растет, волнуется, кипит

И к гробу прадедов теснит.

Придет, придет и наше время,

И наши внуки в добрый час

Из мира вытеснят и нас!

   Или вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание.

- Подберите более жесткий синоним к этому слову. (Возмездие.)

- Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. (“И прах наш с строгостью судьи и гражданина” и т.д.)

- К какому жанру тяготеет это стихотворение? (Элегия.)

- Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде? (Нет. Для элегии характерно единство стиля и интонации. Здесь же можно услышать и философскую лексику: “познания”, “сомненья”, “власть” и т.д., гражданскую оду, ораторские приемы: “судья”, “гражданин”, “грядущее”, интимную лирику “вянем без борьбы”, “позорно малодушны”, “жадно бережем остаток чувства”. Здесь Лермонтов выступает как новатор, т.к. его “Дума” не традиционная элегия, а смешение стилистических пластов. Кроме печального настроения, все же звучит призыв к молодому поколению о том, что еще не все потеряно.)

Вывод: Самым страшным врагом своего времени Лермонтов считал мертвую душу, сонную волю и рабскую психологию. Гражданский пафос «Думы» не вызывает сомнения, и в ней есть внутренняя перекличка не только с сокровенными раздумьями лирического героя о себе, но и с произведениями открытого социального протеста.

Сложность авторской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения.

III.           Итог урока. Рефлексия.

     Герой лирики М. Ю. Лермонтова – романтик. Он желал бы видеть мир гармоничным и совершенным. Но  реальный мир полон противоречий, драм и контрастов. Потому для лирического героя нигде нет места. Он мечется, не имеет возможность найти себе успокоения в реальной жизни, обретая покой лишь только в воспоминаниях о детстве, о природе, об ушедшей любви. Но до конца своей жизни он останется борцом за справедливость.

«Странная любовь» М. Ю. Лермонтова и необычный патриотизм заключаются в следующем:

·        Нравственная основа патриотизма – это любовь к родной земле, а не к делам вершителей судеб страны.

·    Поэт  не приемлет государственного строя России, но любит простых людей в их горестях и радостях; любит русскую природу.

·        Лермонтов «понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно» (Н. А. Добролюбов).

IV. Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/rimalutiko.

V. Домашнее задание.

1. Выучите наизусть стихотворение «Родина».

2. Прочитайте первую часть романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.