дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 25.01.2023

Двадцать пятое января

      Классная работа

М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу…», «Пророк»

I. Посмотрите видеоурок https://youtube.com/watch?v=wjuZgPTD-8k&feature=share.

II. Работа над темой урока

1.     «Нет, я не Байрон, я другой..» (1832 г.)

1). Прослушайте стихотворение в актерском исполнении https://youtu.be/kjCvSgdVIoE.

2). Вопросы для анализа стихотворения:

§  В чем лирический герой М.Ю. Лермонтова видит свое сходство с Байроном?

§  Почему поэт заявляет, что он «не Байрон», а «другой»?  (Он, как и Байрон, – «избранник» и «гонимый миром странник», но он «другой»: «с русскою душой», он «раньше начал» свой путь и предсказывает свою короткую жизнь).

§  Почему поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли? (Предрекая свою раннюю гибель, когда его ум «немного совершит», поэт подчёркивает, что совершит именно ум, а не чувства. В душе груз «надежд разбитых», поэтому в ней нельзя найти спасение. Оно в размышлениях, «думах», о которых толпа может никогда не узнать, так как их не расскажет ни сам поэт, ни даже Бог – «никто»!)

§  Какова роль мирового океана?  (Образ мирового океана сродни человеческой душе, полной дум и чувств, которые так же трудно разгадать, как и постичь тайны океана.)

§  Сделайте вывод, в чем же заключается основная мысль этого стихотворения? Запишите в тетрадь.

2.     «Я жить хочу, хочу печали!» (1832 г.)

    1). Прослушайте стихотворение в актерском исполнении https://youtu.be/gHAM_4Z_kAs.

    2). Вопросы для анализа стихотворения

§  Какие два мира противопоставлены в стихотворении?

§  Как понять слова «Я жить хочу!»?

§  Как характеризуется сложный и мучительный процесс поэтического творчества в стихотворении?

3) . Работа в тетради

В стихотворении поэт рассуждает о тайнах творчества, о поиске источников поэтического вдохновения. В тексте противопоставлены мир быта, обывательского счастья, где царит «туман спокойствия», и мир поэзии, лирических «струн», которые «звучат» только в минуты страданья. Жизнь вне творчества для поэта немыслима, стихи – неотъемлемая часть его жизни. Процесс поэтического творчества сложен, порой мучителен. Труден и путь поэта к признанию, к славе, которая не достаётся даром. Чтобы услышать и донести людям «неба звуки», нужно «купить» их «ценою муки», «томительных забот». Поэтому поэт хочет печали, насмешек света. Стихотворение проникнуто драматическим пафосом, интонациями тревоги, потому что, по Лермонтову, только страдание – обязательное условие формирования настоящего поэта.

  3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Пророк» (1841 г.)

1). Вступительное слово учителя

Это одно из последних и наиболее значительных стихотворений поэта написано в 1841 году. Возникновение его, по-видимому, связано со спорами. которые М.Ю Лермонтов вел с В.Ф. Одоевским по вопросам философии и поэзии.

2). Прослушайте стихотворение в актерском исполнении https://youtu.be/u310JkQt-3k.

3). Беседа.

§  Почему поэт-пророк отвергнут толпой и истинное признание обрел в пустыне? Каков контекстуальный смысл слова «пустыня»? Почему «город» и «пустыня» противопоставлены?

§  Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»?

§  Как связаны его внешность и внутренняя сущность?

§  В чем предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?

§  Раскройте роль старославянизмов в этом стихотворении.

§  Созвучно ли это стихотворение судьбе его творца? Аргументируйте свое мнение.

4). Работа в тетради

     Основная идея стихотворения «Пророк» – это судьба поэта в пору, когда он, обновленный, возрожденный и прозревший, обратился к людям с проповедью любви и справедливости, которые обществу оказались не нужны.

 Это стихотворение об изгнаннической судьбе и бесперспективности участи поэта в обществе.

III.            Подведение итогов урока

После гибели Пушкина Лермонтов видит своё предназначенье в продолжении его начинаний. Поэзия для него – действенное средство освобождения от влияния светского общества, а слово – оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты променяли «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом и может жить только в «пустыне».

IV.            Домашнее задание.

1.      Изучите с. 281 – 287, c. 300 – 302 учебника.

2.     Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/besatugeho.