Урок 01.02.2023
Первое февраля
Классная работа
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова - первый психологический роман в русской литературе
1. Посмотрите видеоурок https://youtube.com/watch?v=mZ38eLaIjJI&feature=share.
2. Вступительное слово учителя.
Единственный завершённый роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю. Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах: в 1839 в журнале "Отечественные записки" - "Бэла. Из записок офицера о Кавказе", позже - "Фаталист". 1840 - "Тамань". В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.
Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.
· Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.
· Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.
· Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.
· А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивал на том, что “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.
Проблема личности – центральная в романе “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”,- М.Ю. Лермонтов.
Печорин неслучайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.
3. Обратимся к композиции произведения.
– Кто рассказывает историю Печорина? Работа в тетрадях.
1. Максим Максимыч ("Бэла") – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.
2. Странствующий офицер (офицер-повествователь) ("Максим Максимыч") Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.
3. И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя - человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.
- А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.
– Каким образом Лермонтов выстраивает сюжет произведения?
- Сколько частей в романе? (две)
- А сколько глав в каждой части? (1-3,2-2)
- Почему после главы "Максим Максимыч" идёт глава №1 "Тамань"? (повествование начинает сам Печорин)
- Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?
Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).
|
Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)
|
1. “Бэла” /4/ 2. “Максим Максимыч” /5/ 3. “Предисловие” к “Журналу Печорина” /6/ 4 . “Тамань” /1/ 5. “Княжна Мери” /2/ 6. “Фаталист” /3/ |
1. “Тамань” 2. “Княжна Мери” 3. “Фаталист” 4. “Бэла” 5. “Максим Максимыч” 6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”. |
- Можно ли это собрание повестей назвать романом? Почему у Пушкина “Повести Белкина”? Почему у Гоголя сборник повестей “Вечера на хуторе близ Диканьки”?
- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.
– Восстановите хронологический порядок событий.
Хронология событий, положенных в основу произведения, по В. Набокову:
“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;
“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;
“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;
“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;
“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.
- Восстановим картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.
- Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке расположить части романа?
4. Выводы. Запись в тетрадях.
Такое построение даёт автору возможность:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследить историю его внутренней жизни;
- образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия (дневник);
- при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию. Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его веру в человека. Вспомните: "Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли - и точно, было с чем". На этих словах мы прощаемся не только с главным героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен был запомниться читателю.
Все это правда, но не вся. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию - психологический роман.
- Почему "Герой нашего времени" - это первый психологический роман в русской литературе?
- Что такое психологизм? Запишите в тетрадь.
Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.
Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.
Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.
Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.
· Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.
· Офицер-повествователь.
· “Наблюдения ума зрелого над самим собою”.
В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.
Итак, М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.
5. Домашнее задание.
1. Изучите с. 303 – 314 учебника.
2. Почему произведение "Герой нашего времени" является первым психологическим романом в русской литературе? Дайте письменный ответ на вопрос.
3. Прочитайте вторую часть «Героя нашего времени».