10.03.23 АМП Фуга
10.03.23 11 класс АМП
Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна
Для обратной связи - fategovna@mail.ru
Учебник- И.Способин Музыкальная форма - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ
ТЕМА:
ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО:
Стаинная концертная форма. Фуга
Старинная концертная форма
Самая крупная музыкальная форма эпохи барокко. Тесная связь формы с жанром concertogrosso, с принципом состязания солиста и оркестра. Названия разделов формы: тема и эпизод или тема и интермедия. Старинная концертная форма как форма, находящаяся на пересечении полифонических и гомофонных форм. Сокращение и транспозиция средних проведений темы и нарастание протяженности эпизодов. Тематические вставки в эпизоды. Тонально-гармоническая логика формы. Черты сходства и различия старинной концертной формы, формы рондо и фуги.
Полифонические формы: ФУГА
Полифоническое многоголосие. Значение термина «контрапункт». Полифония строгого и свободного письма. Строгий стиль – хоровое искусство a cappella XV-XVI века. Мотет, месса, мадригал. Свободный стиль – полифония XVII-XX веков. Мелодические и ритмические нормы. Черты полифонии ХХ века. Полифония пластов. Гипермногоголосие.
Имитационная и неимитационная полифония. Характеристика темы-тезиса. Отсутствие резких контрастов и ярких кульминаций. Два аспекта развития: контрапунктический (удержанное противосложение, система стретт, интермедий) и тональный. Взаимовлияние гомофонических и полифонических форм. Полифонизация как индивидуальная черта стиля.
Основные формообразующие и выразительные средства полифонии. Имитация. Канон. Преобразования темы. Сложный контрапункт.
Фуга как высшая форма полифонии. Тема фуги – ведущая музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Мелодическое, ритмическое, тональное строение. Тематическая однородность, контрастные темы. Характеристика тематического ядра. Однотональные и модулирующие темы. Гармоническое строение тем. Ответ- имитация в тональность доминанты или субдоминанты. Реальный и тональный ответ. Противосложение – контрапункт к ответу. Удержанное противосложение.
Интермедия – построение между проведениями темы (связывающие и разделяющие).
Стретта – каноническая или простая, магистральная стретта. Характеристика экспозиции. Порядок вступлений голосов. Классификация экспозиций. Контрэкспозиция.
Форма фуги – трехчастная: экспозиция, разработка, реприза. Двухчастнык фуги. Сложная фуга – на несколько тем (двойная, тройная фуга), с раздельной и совместной экспозицией.
Применение формы фуги – самостоятельное произведение (прелюдия, фантазия); часть цикла (прелюдии и фуги) – Бах, Хиндемит, Шостакович, Щедрин; часть крупного циклического произведения - мессы, сонаты; раздел крупной формы (Рахманинов.Симф. № 3, часть III).
Другие полифонические формы – фугато, фугетта, инвенция.