дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

10.03.23 АМП Фуга

10.03.23      11 класс АМП

Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна   

Для обратной связи - fategovna@mail.ru

Учебник- И.Способин Музыкальная форма - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ

ТЕМА:

 ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО:

Стаинная концертная форма. Фуга

 

Старинная концертная форма

Самая крупная музыкальная форма эпохи барокко. Тесная связь формы с жанром con­certogrosso, с принципом состязания солиста и оркестра. Названия разделов формы: тема и эпизод или тема и интермедия. Старинная концертная форма как форма, находящаяся на пере­сечении полифонических и гомофонных форм. Сокращение и транспозиция средних проведе­ний темы и нарастание протяженности эпизодов. Тематические вставки в эпизоды. Тонально-гармоническая логика формы. Черты сходства и различия старинной концертной формы, формы рондо и фуги.

 Полифонические формы: ФУГА

Полифоническое многоголосие. Значение термина «контрапункт». Полифония строгого и свободного письма. Строгий стиль – хоровое искусство a cappella XV-XVI века. Мотет, месса, мадригал. Свободный стиль – полифония XVII-XX веков. Мелодические и ритмические нормы. Черты полифонии ХХ века. Полифония пластов. Гипермногоголосие.

Имитационная и неимитационная полифония. Характеристика темы-тезиса. Отсутствие резких контрастов и ярких кульминаций. Два аспекта развития: контрапунктический (удержанное противосложение, система стретт, интермедий) и тональный. Взаимовлияние гомофонических и полифонических форм. Полифонизация как индивидуальная черта стиля.

Основные формообразующие и выразительные средства полифонии. Имитация. Канон. Преобразования темы. Сложный контрапункт.

 Фуга как высшая форма полифонии. Тема фуги – ведущая музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Мелодическое, ритмическое, тональное строение. Тематическая однородность, контрастные темы. Характеристика тематического ядра. Однотональные и модулирующие темы. Гармоническое строение тем. Ответ- имитация в тональность доминанты или субдоминанты. Реальный  и тональный ответ. Противосложение – контрапункт к ответу. Удержанное противосложение.

Интермедия – построение между проведениями темы (связывающие и разделяющие).

Стретта – каноническая или простая, магистральная стретта. Характеристика экспозиции. Порядок вступлений голосов. Классификация экспозиций. Контрэкспозиция.

Форма фуги – трехчастная: экспозиция, разработка, реприза. Двухчастнык фуги. Сложная фуга – на несколько тем (двойная, тройная фуга), с раздельной и совместной экспозицией.

Применение формы фуги – самостоятельное произведение (прелюдия, фантазия); часть цикла (прелюдии и фуги) – Бах, Хиндемит, Шостакович, Щедрин; часть крупного циклического произведения -  мессы, сонаты; раздел крупной формы (Рахманинов.Симф. № 3, часть III).

Другие полифонические формы – фугато, фугетта, инвенция.