дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

03.03.23 АМП Формы барокко

03.03.23      11 класс АМП

Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна   

Для обратной связи - fategovna@mail.ru

Учебник- И.Способин Музыкальная форма - https://cloud.mail.ru/public/1SdC/rrRPqfADQ

ТЕМА:

 ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО:

Старинная двухчастная и старинная сонатная формы

 

Старинная двухчастная форма.

Форма, первая часть которой представляет собой период  типа развертывания, а вторая является развитием тематизма первой части. Применение в частях старинной танцевальной сюиты (аллеманда, куранта, жига), в небольших прелюдиях, в медленных частях старинных сонат, в отдельных частях месс. Типичность этой      формы для Баха.

Первая часть - период типа развертывания: тематическое ядро, завершенное полной или половинной каденцией, и развертывание в виде группы секвенций. Модуляция в тональности :V ступени, параллельную (чаще III ступень, реже в VI). Возможность дополнения к периоду типа развертывания.

Назначение второй части - развитие тематизма первой части и заключение. Наличие внутри второй части основательной каденции (типична полная совершенная каденция) в тональности субдоминантовой группы (IV, VI, II ступени), реже доминантовой (И.-С. Бах. Сюита cmoll Жига -  модуляция в  Gdur). Возможность повторения в конце второй части дополнения, транспонированного в главную тональность.

Повторение частей старинной двухчастной формы в танцах, отсутствие повторений в прелюдиях. Черты сонатности в старинной двухчастной форме. Примеры этой формы: Танцы из Французских, Английских сюит, клавирных партит, прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха.

 

Старинная сонатная форма

Отличительные признаки по сравнению с классической сонатной формой: отсутствие драматургического противопоставления главной и побочной партии, преимущественно двухчастное строение, неупорядоченность членения экспозиции на четыре партии (главную, связующую, побочную, заключительную). Применение в сонатах Д. Скарлатти, И.- С. Баха, Г. Генделя, Д. Тартини и др. композиторов XVIII века (иногда вне сонатного жанра -  в прелюдиях, аллемандах). Тесная связь старинной сонатной со старинной двухчастной формой.

Функции частей сонатной двухчастной формы: I часть - экспозиция, II часть - разработка-реприза. Симметрия тонального плана: T - D (1 часть), D - T (2 часть).

Тематическое строение: однотемность, двух- и многотемность. Примеры однотемной формы - у И.-С. Баха, двухтемной - у Г. Генделя, многотемной у Д. Скарлатти.

Первая часть (экспозиция): случаи как четкого членения на 4 партии, так и нерасчленимого единства главно-связующей, связующе-побочной, побочно-заключительной партии; несовпадение тематического и тонально-гармонического планов развития формы, плавный переход, благодаря связующей, к побочной и заключительной, проводимых в главной тональности и осуществляющих репризу формы. Характерность повторений каждой части в старинной сонатной двухчастной форме.

Старинная сонатная двухчастная форма: начало репризы с главной партии (нередко в сокращенном виде); примеры: И.С. Бах. «Хорошо темперированный клавир»,II/f, прелюдия, Партита ля минор №3, сарабанда.

Задания для практических работ

И.-С. Бах Французская сюита до минор.

Д. Скарлатти Соната до минор.