дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 12.12.22


                                                                                                                                                                   12.12.22

 

Тема нашего урока: Общение. 

Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать

- Что такое общение.

- Зачем люди общаются.

- Какие трудности возникают во время общения людей.

Учитель:  Главная цель нашего урока - это научиться общаться. А главная задача: сформулировать правила общения.

2. Актуализация субъектного опыта учащегося.

Учитель: Какие ассоциации у вас со словом "общение"?

Учитель: Вы дали свою трактовку понятия «общение». Предлагаю обратиться за помощью к учебнику. Откройте стр. 67. Прочитайте.

Учитель: Общение - это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе. 

Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.

- Слово не стрела, а в сердце язвит.

- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

- Много наговорено, да мало переварено.

- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.

·         Будьте доброжелательны и вежливы.

·         Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.

3. Применение знаний и способов действий

 

Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

- Качества, помогающие общению

- Качества, мешающие общению

·         Дружелюбие Любознательность Внимательность Высокомерие Уважение Равнодушие Подлость Отзывчивость

·         Зависть Честность Доброта Гнев Общительность Восторг Чувство юмора Уважение

 

Учитель: Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства

- Речевое общение

- Неречевое общение

·         Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент.

Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.

 

Вербальное общениеВыразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата?  (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

·         Прокомментируйте стихотворение А. Хайта «Лишние слова».

Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,

Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!

-  Почему все уже сгорело?

-  Как нужно сообщать о пожаре?

·         Говорите правильно, четко, без лишних слов.

·         Подбирайте слова понятные собеседнику.

 

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и  55 % - позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна

 

Читаем визуальную информацию.

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и провер

 

·         Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.

Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.

- Что же помогает и что мешает общению?

Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Задание.  Культура общения (работа с текстом "Закончи предложения").

Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).

Не захватить, а ______________________ (отдать).

Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).

Не спрятать, а __________________________ (поделиться).

Не орать, а ____________________________ (выслушать).

Не разорвать, а _________________________ (склеить).