дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 21.09.2022

                                                                 Двадцать первое сентября

                                                                          Классная работа

                     Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению. Сочинение в форме письма. Правила написания письма

I.            Повторение сведений о письме, полученных в 5-7 классах.

- Назовите виды писем.

(Деловые, личные, предназначенные для печати, поздравительные)

- Кому могут быть адресованы письма?

(Семье, учителю, друзьям, чиновникам, президенту, ветеранам, землякам)

- О чем можно писать в письме?

(О делах, увлечениях, чувствах; можно поделиться мыслями о кино, животных;

можно выразить свое мнение по какой-либо проблеме)

-Какие знаете формы передачи писем?

(Информацию можно передать по телефону, с помощью факса, компьютора, можно отправить письмо по почте)

- В каких произведениях литературы вы встречали письма?

( А.П. Чехов «Ванька», А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»,

С. Есенин «Письмо матери»)

II.            Используя памятку, вспомните, как оформляется письмо?

ПАМЯТКА

*В правом верхнем углу письма должна быть поставлена …

*Обращение обычно пишут …

*В конце письма следует …

*Поля оставлять …

*Почерк должен быть …

*Писать карандашом …

*Бумага должна быть…

*Чистый конверт подписывать надо …

Вспомните, каков план письма?

III.            Анализ письма Н. Островского другу Петру Николаевичу Новикову. Определение личного письма.

                                                                                                                           26 мая 1931 года.

                                                 Здравствуй, дружок!

   Я весь заполнен порывом написать до конца свою «Как закалялась сталь». Но столько трудностей в этой сизифовой работе – некому писать под мою диктовку. Это меня прямо мучит, но я упрям, как буйвол. Я начал людей оценивать лишь по тому, можно ли их использовать для технической помощи. Пишу и сам!!! По ночам пишу наслепую, когда все спят и не мешают своей болтовней. Сволочь природа взяла глаза, а они именно теперь так мне нужны…

   Удастся ли прислать тебе и моим харьковским друзьям некоторые отрывки из написанного? Эх, если бы жили вместе, как было бы хорошо! Светлее было бы в родной среде. Петя, ответь, дружок: что, если бы мне понадобилось перепечатать с рукописи листов десять на пишущей машинке, мог бы ты этот отрывок перепечатать, или это волынка трудная? Редакция требует два-три отрывка для оценки. Ты хочешь сказать, что я тебя хочу эксплуатировать, но ты же можешь меня к черту послать, от этого наша дружба не ослабнет ничуть.

Жму твою лапу.

                                                                                                                                                    Коля Островский.

 

- Прочитайте письмо.

- По какому поводу оно написано? О чем автор рассказывает?

- Какими чувствами наполнено письмо?

- Наиболее яркие в эмоциональном отношении строки…

- В каком стиле написано письмо?

- Определите жанр письма. Ответ обоснуйте.

- Кому чаще всего адресуются личные письма?

(Друзьям, родственникам, родителям)

- Какие мысли и чувства могут передаваться в личном письме?

- Что такое личное письмо? Сформулируйте определение.

ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – это выражение мыслей или переживаний человека, чаще всего по какому-либо одному вопросу, или сообщение каких-либо сведений, интересных только для автора письма.

IV.            Анализ письма А. Блока матери.

 

                                                                                                                                            1 октября 1906года.

                                                                    Здравствуй, мама!

   Мама, я сейчас возвратился домой и захотел тебе написать, потому что, когда мы встречаемся, большей частью не говорится ни одного слова, а все только разговоры или споры. Я эти дни очень напряжен, хочу, чтобы это напряжение увеличивалось все больше; больше меня не утомляют чужие люди, напротив, они выдвигают из меня человека, которого я люблю по-настоящему, все больше, и почти всегда, в сущности, нахожусь во внутреннем восторге. Это заставляет меня наружно многое пропускать; при этом мне кажется, что ты на меня смотришь вопросительно – очень часто.

  Я хочу, чтобы ты всегда определенно знала, что я ни минуты не перестаю тебя любить по-настоящему. Также, не знаю, по-настоящему ли, но наверно, я люблю Франциска и тетю. Относительно Любы я наверно знаю, что она тебя любит, она об этом говорит мне иногда просто.

   Кроме того, я теперь окончательно чувствую, что, когда начинаются родственники всех остальных калибров, а также всякие знакомые, и офицеры вообще, - то моя душа их выбрасывает из себя органически. Все они не только не могут, но и не смеют знать, кто я.

   Крепко обнимаю тебя. Я часто хочу, чтобы ты пришла, когда ты не приходишь. Не мешаешь.

                                                                                                                                        Сашинька, или Саша.

    Р.S. Негодник Крабка вовсе не умирал, я его люблю по-настоящему.

 

- О чем пишет автор письма?

- Какова основная мысль содержания?

(А. Блок пишет о своем настроении, говорит о кровном и духовном единстве с близкими родственниками, признается матери в любви. Основная мысль – семья-это самое важное и ценное в жизни.)

- Каков настрой письма?

(Эмоциональный, взволнованный, откровенный, непринужденный.)

- Чем обусловлена искренность письма?

(Адресат – близкий человек.)

- Раскрывается ли в письме внутренний мир автора?

(Видим, что автор письма – человек интеллигентный, сильный, способный глубоко чувствовать, верно любить.)

- Выясните, каковы особенности обращений к адресату и слов прощания;

определить роль Р.S. в письме;

- обратите внимание на этические моменты.

- Выявите особенности речи и лексики.

- Определите, каковы конструкции предложений.

V.            Подведение итогов работы и заполнение таблицы.

 

                                                             

                                                            ПИСЬМО         

           

 

               План письма

 

 

Особенности личного письма

 

         1) Дата.

         2) Приветствие, обращение.

 

 

 

          3) Изложение мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

          4) Заключение, прощание.

 

          5) Подпись.

 

 

          6) P.S.

 

 

 

 

1) Дата.

2) Приветствие, обращение.

Эмоциональное обращение к адресату.

Этический момент: сначала об адресате, потом о себе.

3) Изложение мыслей.

Непринужденная речь от первого лица.  

Лексика экспрессивно-эмоциональная.

Предложения различных конструкций,

Осложнение обращениями и вводными словами.

Этический момент: постоянное обращение к адресату, ссылка на что-либо общее

 

4) Заключение, прощание.

Нежные слова, надежда на встречу.

5) Подпись.

Имя, которым называет адресанта

адресат.

6) Р.S. возможно.

Внезапная, интересная обоим мысль.

 

 

 

 

 

VI.            Русские формулы приветствия и прощания.

 

 

 

Формула приветствия, употребление.

 

 

Формула прощания, употребление.

 «Ай ты гой еси, …!»

 «Исполать тебе, добрый молодец!»

   (фольклор)

 

«С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»

«По сту на день, по тысяче на неделю!»

   (фольклор)

 

«Слава Богу тебе, …!»

«Мое почтение».

   (уважительное общение)

«Добрый день!»

«Здравствуй!»

  (в любом общении)

 

«Привет!»

«Приветик!»

«Салют!»

    (дружеское общение)

 

«С успехом!»

«С днем рождения!»

«С праздником!»

   (традиционные поздравления)

 

«Здорово!»

   (мужское приветствие)

«До свидания!»

«Всего хорошего!»

«Всего доброго!»

(в любой ситуации с оттенком пожелания)

 

«До встречи!»

 (когда предполагается встреча)

 

«Прощайте!»

 (прощание на длительный срок)

 

 

«Счастливо!»

«Всего!»

«Привет!»

«Пока!»

(употребление хорошо знакомыми людьми)

 

«Бывай!»

«Будь!»

(грубовато-сниженное, нелитературное)

 

«Разрешите попрощаться!»

«Разрешите откланяться!»

(официальное)

 

VII.                Домашнее задание.   Выполните упр. 36 на с. 24.