дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 28.09.2022

                                                          Двадцать восьмое сентября

                                                               Классная работа

                                                        Текст как единица синтаксиса

1.     Изучите материалы видеоурока https://youtu.be/MhgpyWRTKY4.

2.     Актуализация опорных знаний.

    — Что называется текстом? (Несколько предложений, соединённых общей основной мыслью и темой и связанных грамматически.)

  — Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, грамматическая связь между частями.)

  — Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.д.).

Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

  — Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор текста.)

      Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.

  — Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)

  — Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Примерный ответ. Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделённые друг от друга частью текста.)

3.     Работа по теме.

— Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение.)

— Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях.

- Как различить типы речи?

1)    Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что вы можете вспомнить, мысленно обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание. Такая «фотография» бывает плоской и объёмной, размытой и очень чёткой. Описание применяют при создании словесного пейзажа, портрета. Описание может касаться характера человека, его чувств, переживаний (ведь хорошая фотография отражает их).

2)    Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т. е. повествование, мы мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.

3)    А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, — о рассуждении. Напомним, что рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением.

— В чём особенности каждого типа речи?

Описания дают общее представление о предмете, явлении, его признаках, рассматривают его с разных сторон. Это портретные, пейзажные описания, описания интерьера, действий и т. д.

Тексты-повествования рассказывают о событиях в их временной последовательности и взаимосвязи. Обычно они имеют определённую композицию: завязка — развитие событий — кульминация — развязка. Повествовательные тексты, в отличие от описательных, динамичны. Например, в начале романа «Евгений Онегин» Пушкин рассказывает о жизни героя и его отца:

Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец.

Судьба Евгения хранила:

Сперва Madame за ним ходила,

Потом Monsieur её сменил.

Перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности.

В текстах-рассуждениях излагается, разъясняется, обсуждается или опровергается какая-либо мысль. Композиция рассуждений такая:

1. Тезис (высказывание какой-либо мысли).

2. Доказательство или опровержение этой мысли с помощью определённых доводов, аргументов.

3. Вывод, который из этого следует.

   Рассуждения передают ход, развитие мысли. Особенно характерен этот тип речи для научных работ.

   В художественной литературе встречаются все типы речи. Например, М. Ю. Лермонтов, описывая внешность и особенности поведения Печорина, выносит суждения о его характере. В противоречивости описания заложено рассуждение. Вот что Лермонтов пишет о глазах Печорина.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.

4.     В тетради выполните тестовые задания.

1.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически – это

А. словосочетание              В. текст      С. предложение

 

2. « Книга! Как много интересного таят ее страницы! Открой книгу! И ты войдешь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга- настоящее чудо. И это чудо надо беречь..» Это текст?

А. да              В. нет

 

3.Тип речи, в котором говорится о действиях и событиях- это

А. описание                      В. повествование                               С. рассуждение

 

4. На какой вопрос отвечает текст-повествование?

А. что произошло?          В. какой предмет?                                 С. почему?

 

5. Тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа-

А. описание                       В. повествование                              С. рассуждение

 

6. Выберите ответ, где указана схема текста-повествования?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

7. Выберите ответ, где указана схема текста-рассуждения?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

8. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?

А. что произошло?                  В. какой предмет?                             С. почему?

 

9. Выберите ответ, где указана схема текста-описания?

А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка

В. признак, признак, признак

С. тезис, доказательство, вывод

 

10. К какому типу текста вы отнесете сочинение на тему «Портрет лучшего друга»?

А. рассуждение                    В. описание                         С. повествование

 

11. Определите стиль речи и тип текста.

«Значит так. Вчера к нам прибежал Витька и сказал, что Милка уезжает. Всем табуном мы рванули на вокзал, чтобы попрощаться. А потом вернулись домой и долго обсуждали эту неприятную историю.»

А. описание                         В. рассуждение                       С. повествование

 

12. Определите тип текста: «Мама - самое священное слово на земле. Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама. Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать». Таким образом, все самые дорогие святы-
 ни названы и озарены именем матери.»

А. описание                        В. повествование                              С. Рассуждение

5.     Выполните упр. 47 в тетради

6.     Повторите материал урока, пар. 7 учебника (с. 27-29).