Урок 28.09.2022
Двадцать восьмое сентября
Классная работа
Текст как единица синтаксиса
1. Изучите материалы видеоурока https://youtu.be/MhgpyWRTKY4.
2. Актуализация опорных знаний.
— Что называется текстом? (Несколько предложений, соединённых общей основной мыслью и темой и связанных грамматически.)
— Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, членимость, грамматическая связь между частями.)
— Что такое тема текста? (То, о чём или о ком говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т.д.).
Единство темы обеспечивает целостность текста независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.
— Что такое основная мысль, идея текста? (То главное, что хотел сказать автор текста.)
Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке текста.
— Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)
— Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Примерный ответ. Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части. Содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделённые друг от друга частью текста.)
3. Работа по теме.
— Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение.)
— Охарактеризуйте каждый из типов речи, приведите примеры.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение могут сочетаться в одном тексте в различных пропорциях.
- Как различить типы речи?
1) Попытаемся представить себе, какие картины запечатлелись в памяти после прочтения текста. Что вы можете вспомнить, мысленно обрисовать? Если память «сфотографировала», зафиксировала образы, которые мы можем описать, перед нами описание. Такая «фотография» бывает плоской и объёмной, размытой и очень чёткой. Описание применяют при создании словесного пейзажа, портрета. Описание может касаться характера человека, его чувств, переживаний (ведь хорошая фотография отражает их).
2) Повествование должно рассматриваться не как рассказ вообще, о чём-нибудь, а как рассказ о каких-либо событиях в их временной последовательности. Проверяя, есть ли в тексте сменяющие друг друга события, действия, т. е. повествование, мы мысленно прокручиваем «киноплёнку» памяти.
3) А теперь о том, что нельзя представить в образах, запечатлеть как картинки, фотографии, единичные или сменяющие друг друга, — о рассуждении. Напомним, что рассуждение бывает нескольких типов: размышление, объяснение, доказательство. Если автор размышляет, анализирует свои наблюдения, спорит с воображаемым оппонентом, оценивает, выражает свои суждения, доказывает, делает выводы, значит, мы имеем дело с логикой мысли, с рассуждением.
— В чём особенности каждого типа речи?
Описания дают общее представление о предмете, явлении, его признаках, рассматривают его с разных сторон. Это портретные, пейзажные описания, описания интерьера, действий и т. д.
Тексты-повествования рассказывают о событиях в их временной последовательности и взаимосвязи. Обычно они имеют определённую композицию: завязка — развитие событий — кульминация — развязка. Повествовательные тексты, в отличие от описательных, динамичны. Например, в начале романа «Евгений Онегин» Пушкин рассказывает о жизни героя и его отца:
Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Судьба Евгения хранила:
Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил.
Перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности.
В текстах-рассуждениях излагается, разъясняется, обсуждается или опровергается какая-либо мысль. Композиция рассуждений такая:
1. Тезис (высказывание какой-либо мысли).
2. Доказательство или опровержение этой мысли с помощью определённых доводов, аргументов.
3. Вывод, который из этого следует.
Рассуждения передают ход, развитие мысли. Особенно характерен этот тип речи для научных работ.
В художественной литературе встречаются все типы речи. Например, М. Ю. Лермонтов, описывая внешность и особенности поведения Печорина, выносит суждения о его характере. В противоречивости описания заложено рассуждение. Вот что Лермонтов пишет о глазах Печорина.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен.
4. В тетради выполните тестовые задания.
1.Сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически – это
А. словосочетание В. текст С. предложение
2. « Книга! Как много интересного таят ее страницы! Открой книгу! И ты войдешь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга- настоящее чудо. И это чудо надо беречь..» Это текст?
А. да В. нет
3.Тип речи, в котором говорится о действиях и событиях- это
А. описание В. повествование С. рассуждение
4. На какой вопрос отвечает текст-повествование?
А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?
5. Тип речи, в котором описываются предметы, люди, животные, природа-
А. описание В. повествование С. рассуждение
6. Выберите ответ, где указана схема текста-повествования?
А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка
В. признак, признак, признак
С. тезис, доказательство, вывод
7. Выберите ответ, где указана схема текста-рассуждения?
А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка
В. признак, признак, признак
С. тезис, доказательство, вывод
8. На какой вопрос отвечает текст-рассуждение?
А. что произошло? В. какой предмет? С. почему?
9. Выберите ответ, где указана схема текста-описания?
А. завязка, развитие действия, кульминация, развязка
В. признак, признак, признак
С. тезис, доказательство, вывод
10. К какому типу текста вы отнесете сочинение на тему «Портрет лучшего друга»?
А. рассуждение В. описание С. повествование
11. Определите стиль речи и тип текста.
«Значит так. Вчера к нам прибежал Витька и сказал, что Милка уезжает. Всем табуном мы рванули на вокзал, чтобы попрощаться. А потом вернулись домой и долго обсуждали эту неприятную историю.»
А. описание В. рассуждение С. повествование
12. Определите тип текста: «Мама - самое священное слово на земле. Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама. Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать». Таким образом, все самые дорогие святы-
ни названы и озарены именем матери.»
А. описание В. повествование С. Рассуждение
5. Выполните упр. 47 в тетради
6. Повторите материал урока, пар. 7 учебника (с. 27-29).