дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 23.09.2022

 

                                                         Двадцать третье сентября

                                                                Классная работа

А. С. Пушкин. Историческая тема в литературе. «Туча», «Во глубине сибирских руд» - отклик на восстание декабристов

1.     Актуализация опорных знаний.

Ответьте на вопросы:

 1) Годы жизни писателя (1799-1837);

2) Кто  обучил русскому языку Пушкина? (бабушка и няня); 

3) В каком лицее учился Пушкин? (Царскосельском);

4) Как называют период расцвета творчества Пушкина? (Болдинская осень);

5) Как закончилась жизнь поэта? (дуэлью);

6) Какие произведения Пушкина вы уже знаете?

 

2.     Подготовка к изучению нового материала.

Пушкина интересовали разные стороны жизни. История также была неотъемлемой частью его жизни. Писателя интересовали народные движения, столкновения государственного и личного, переломные моменты в истории. Большое значение он придает силе народного мнения.

Стихотворения, которые мы сегодня рассмотрим, отображают события 1825 года. Восстание декабристов – попытка государственного переворота, произошедшая в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Ее организаторами в большинстве были офицеры гвардии, которые не хотели видеть на престоле Николая 1. Также революционеры требовали отмены самодержавия и крепостного права. К ночи 14 декабря восстание было полностью подавлено. Многие декабристы были убиты, а Сенатская площадь больше напоминала Куликово поле после битвы Восстание декабристов было провалено во многом по той причине, что оно носило стихийный характер. Организация госпереворота была плохо спланирована.

            Пушкин был тесно связан с многими декабристами, дружил с ними, поэтому свою боль он изложил в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Давайте зачитаем его внимательно. (выразительное чтение стиха)

3.     Беседа:

·     Какие эпитеты употребил Пушкин в стихотворении, как он передает нам настроение? (гордое терпенье, скорбный труд, мрачные затворы и др.)

·     Как описывается край изгнанников? (мрачное подземелье, темницы, оковы)

·     Что противопоставлено темницам? (бодрость, веселье, любовь, свобода)

Хорошо. Чуть позже вы поработаете самостоятельно с этим стихотворением. Пока перейдем к «Туче». Откройте учебник на стр.224. И ознакомьтесь со стихотворением. Как вы думаете, какие темы звучат в нем? (тема обновления жизни, природы, свежесть после дождя)

На самом деле в этом стихотворении два плана. Первый, как вы заметили, это состояние природы; второй – отклик на декабристское восстание. Как называется литературный прием, когда используется иносказательное изображение предмета? (аллегория).

Поработаем над анализом стихотворения. Прочитаем еще раз первое четверостишье.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури!

  Одна ты наводишь унылую тень,

  Одна ты печалишь ликующий день.

·        Что необычного в построении строк вы заметили?  (единое начало, анафора)

·        Что стоит за образом тучи? (восстание декабристов)

·        Как вы понимаете, что такое ясная лазурь? (жизнь)

 

4.     Осмысление материала.

Давайте поработаем в тетради. Записываем вопросы в тетради.

1)    Что хотел передать автор в стихотворении «Во глубине сибирских руд», какие настроения? (сочувствие, сопереживание, веру в человека и его свободу)

2)    Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам? (гордое терпенье, вера в свободу)

3)    Какое значение имеет словосочетание «скорбный труд»? (тяжелый, каторжный)

4)    Какой эпитет повторяется в стихотворении дважды? (мрачный; мрачное подземелье, мрачные затворы)

5)    В чем сила любви и дружбы, по мнению Пушкина? (поддержка, сила, утешенье)

 

5.     Подведение итогов.

Как видим, стихотворения Пушкина выражают не только его личное отношение к декабристам, но и передают настроение русского общества тех годов.

6.     Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Туча».