дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 21.09.2022

                                                      Двадцать первое сентября

                                                               Классная работа

          Урок внеклассного чтения. Константин Георгиевич Паустовский «Колотый сахар»

1. Ознакомьтесь с биографией К. Г. Паустовского https://youtu.be/z2XyDLp8uD.

2. Прочитайте рассказ https://www.4italka.ru/proza-main/sovetskaya_klassicheskaya_proza/96282.htm.
3. Работа над текстом. Ответьте на вопросы:
- Что такое “колотый сахар”? Как вы его себе представляете?
- Что такое комсомол? Люди какого возраста могли быть комсомольцами?
- Каким вы представляете себе северное лето после прочтения рассказа?  Почему?

 (Северный летний пейзаж написан нежной акварелью, он вызывает ощущение лёгкой грусти и тревоги. Абзацы можно рассматривать как периоды, как строфы стихотворения в прозе. Короткие простые предложения гармонично чередуются со сложными, не громоздкими, легко членимыми на синтагмы предложениями: “Северное лето всегда вызывает тревогу. Оно очень непрочно. Его небогатое тепло может внезапно иссякнуть. Поэтому на севере начинаешь ценить каждую едва ощутимую струю тёплого воздуха, ценить скромное солнце, что превращает озёра в зеркала, сияющие тихой водой. Солнце на севере не светит, а просвечивает как будто через толстое стекло. Кажется, что зима не ушла, а только спряталась в леса, на дно озёр, и всё ещё дышит оттуда запахом снега”.

  Осмысляя рассказ, понимаешь, что описание хрупкости северного лета вызывает в сознании ощущение хрупкости культурных ценностей; осознаёшь значение исторической памяти народа и тревожишься за то, что её “небогатое тепло может внезапно иссякнуть”. Тонкое поэтичное описание обретает новый смысл; ощущаешь привкус горечи — от того, что за последние десятилетия так много мы потеряли.)

- Найдите эпитеты, которыми пользуется автор для создания впечатления и настроения (тона) рассказа.

- Какова композиция рассказа?

(Композиция его многослойна: в кольце пейзажей северного лета, как в рамке, помещён рассказ о бытовом, казалось бы, происшествии в городке Вознесенье на Онежском озере — о ночёвке рассказчика в частном доме и о встрече со стариком — собирателем и исполнителем народных песен. Ситуация разворачивается неожиданно для читателей: милиционеру, пришедшему проверить документы “чуждого старика” (вспомним время создания рассказа), певец рассказывает о встрече своего деда Прохора с “земляком Александром Сергеевичем, поэтом Пушкиным”. Внутри бытового сюжета, как свеча в ладонях, раскрывается история, переносящая нас ещё на сто лет назад и обжигающая ощущением причастности к судьбе своего народа, к великой тайне творчества.

Каждый “слой” композиции отличается особой стилистикой. “Бытовая” часть рассказа построена по законам повествования: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.)

-Каким вы представляете себе городок Вознесенье?
-Что увидел рассказчик, войдя в дом? Какие старинные слова он употребляет?

 - В какую эпоху погружает нас описание горницы? Какие ассоциации связаны у нас со словом “горница”, с образом старухи, которая вяжет за столом?

- Чем запомнились герои произведения?

(Каждый герой имеет яркую речевую характеристику. Первый, кого мы встречаем, — “вихрастый веснушчатый милиционер”. Автор не описывает нам его голоса, но мы представляем, что голос у него ломающийся, мальчишеский, отрывистый. Характерное для него слово — “давай”: “А ну, давай не курить на пристани!”, “А ну, давай, дед <…> давай выясняй свою личность!”, “Давай отнеси дедушке”. Глаголы, которые он употребляет, — повелительного наклонения. Но приказывает милиционер скорее по должности, в нём нет желания повелевать, подчинять себе других.

Второй герой — “толстый равнодушный человек, стриженный бобриком”. Он до конца рассказа так и не получит имени.

В доме, куда приходят рассказчик и человек, “стриженный бобриком”, — девочка с тряпичной куклой, старуха, которая вяжет в горнице (вспоминается Арина Родионовна), и “худой пыльный старик”. Девочка и старуха говорят “нараспев”, так, как до сих пор говорят коренные жители Русского Севера, окая и не понижая в конце предложения, а повышая голос и как бы протягивая два последних слога: “Ночуй, желанный…”.

Беседа людей, собравшихся в доме старухи, богата интонациями и оттенками чувств. Диссонансом певучему голосу старухи и размеренному, непременно окающему говору старика звучит резкий голос человека, “стриженного бобриком”: он угрожает, торжествует, допрашивает старика, озадаченно молчит и продолжает несколько растерянно, затем опять наполняется угрозой. Старик продолжает говорить спокойно, словно взвешивая и оценивая человеческую сущность собеседника.

Человек, “стриженный бобриком”, бесцеремонно, без стука входит в чужой дом и приводит милиционера — выяснить личность “деда” и “представить в отделение” “чуждого старика”. Милиционеру-то и рассказывает старик о встрече своего деда Прохора, “великого певца”, с Пушкиным. Семейное предание о пении деда над гробом Пушкина звучит неспешно, в сказовой манере. Передадим горькое сожаление Прохора о смерти поэта и резкость слов жандарма: “«Песни я ему пел». — «Ну, так теперь петь не будешь!»” Песенный строй речи, нагнетание однородных определений, сказуемых и однородных простых предложений (в составе сложного) помогают подняться до кульминации: “Ночь была тяжкая, крепкая, дыханье в груди замерзало. Подвязал дед бубенцы, чтоб не гремели, сел на облучок, поехал. Тихо кругом, только полозья скрипят да слышно, как тесаки стучат и стучат о гроб глухим стуком. Накипело у деда на сердце, от слёз заболели глаза, собрал он весь свой голос и запел:

Эх, по белым полям, по широким…”

Разговор в горнице старухи продолжается, но меняется его характер. Милиционер сокрушается, слушая рассказ старика, обижается, что ему предлагают прочитать “документ”, сухо обращается к человеку, “стриженному бобриком”, а затем, густо краснея, передаёт девочке гостинец для дедушки — свёрток с колотым сахаром и баранки. Он не слышал, как старуха сокрушалась о том, что не успела купить сахару; ночью ему негде было купить гостинец — скорее всего, и сахар, и баранки он взял у себя дома. Подарок молодого милиционера — проявление той самой “ласковости людской”, от которой так не хочется уходить старику.)

- Как завершает рассказ автор?  С какой целью?

(Завершается рассказ картиной северного лета, которая вновь напоминает нам о хрупкости тепла — тепла в природе и в жизни человеческой: “Городок уходил в солнечный тусклый туман, в тишину и даль летнего дня, и низкорослые леса уже охватывали нас тёмным кругом. Северное лето стояло вокруг — неяркое, застенчивое, как светлоглазые здешние дети”.)

4. Домашнее задание: 

1)    Выписать фразы, звучащие как пословицы (7–10 предложений).

2)    Индивидуальное задание: подобрать репродукции северных пейзажей; нарисовать иллюстрацию; подобрать музыку, подходящую к рассказу.