дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 15.03.2023

            Пятнадцатое марта

Промежуточный контроль знаний

1.     Какой знак препинания ставится между частями бессоюзного сложного предложения с отношениями противопоставления, сравнения, времени, условия и следствия? 

1)    Запятая

2)    Двоеточие

3)    Тире

2.      В каком предложении нужно поставить тире? 

1)    Надень зелёные перчатки так красивее.

2)    Знай я тебя люблю!

3)    Поют птицы стрекочут кузнечики.

3.     Среди данных предложений найди бессоюзное сложное. (Знаки препинания не расставлены.)

1)    Он мечтал стать врачом чтобы найти лекарство от всех болезней.

2)    Мы танцевали пели смеялись и обсуждали всё на свете.

3)    Утро неотвратимо наступало небо медленно меняло свой цвет от тёмно-синего к блёкло-серому.

4)    Звёзды померкли а им на смену явился призрачный рассвет.

4.     Соотнеси элементы. Определи смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений.

1)    Простые предложения связаны отношениями перечисления.

2)    Вторая часть дополняет первую, между частями можно вставить союз «что».

3)    Вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части.

4)    Передана быстрая смена событий.

А) Он спустил курок — ружьё дало осечку.

Б) Три дома на вечер зовут:

     Там будет бал, там детский праздник.

В) Я знаю: в вашем сердце есть

     И гордость, и прямая честь.

Г) Театр уж полон; ложи блещут;

     Партер и кресла — всё кипит...

5.     Прочитай отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Ответь на вопросы после текста.

(1) Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой,

Вошёл. (2) Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота;

Бренчат кавалергарда шпоры;

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры,

И рёвом скрипок заглушён

Ревнивый шёпот модных жён.

А. Сколько грамматических основ в первом предложении?

1)    1

2)    2

3)    3

Б. Сколько грамматических основ во втором предложении?

1)    8

2)    7

3)    9

В. Какой вариант НЕ является грамматической основой одного из простых предложений в составе второго сложного предложения?

1)    Музыка устала греметь

2)    Бренчат шпоры

3)    Шёпот жён

Г. Определи тип связи между двумя последними частями второго предложения.

1)    Подчинительная

2)    Сочинительная

3)    Бессоюзная

Д. «Он взлетел, расправил, вошёл». Какова синтаксическая роль глаголов в этом примере?

1)    Это однородные сказуемые

2)    Это однородные подлежащие

3)    Это сказуемые, относящиеся к разным грамматическим основам

6.     Выполни синтаксический разбор предложения:

         В лагере с друзьями было весело — дома стало скучно.

7.     Прочитай отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася». Ответь на вопросы после текста.

(1) Над самой гостиницей и над садом веяли флаги; студенты сидели за столами под обстриженными липками; огромный бульдог лежал под одним из столов; в стороне, в беседке из плюща, помещались музыканты и усердно играли. (2) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка Л. не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей. (3) Я тоже вмешался в толпу зрителей. (4) Мне было весело смотреть на лица студентов; их объятия, восклицания, невинное кокетничанье молодости, горящие взгляды, смех без причины — всё это кипение жизни юной, свежей, этот порыв вперёд, — это добродушное раздолье меня трогало и поджигало. (5) «Уж не пойти ли к ним?» — спрашивал я себя…

А. Выбери вариант, в котором верно указана одна из грамматических основ первого предложения.

1)    Веяли флаги

2)    Сидели под липками

3)    Помещались музыканты

Б. Определи тип смысловых отношений между частями второго предложения.

1)    Отношения перечисления

2)    Вторая часть противопоставлена первой

3)    Вторая часть раскрывает, поясняет содержание первой

В. Определи тип третьего предложения.

1)    Простое

2)    Сложносочинённое

3)    Бессоюзное

Г. Сколько грамматических основ в четвёртом предложении?

1)    4

2)    3

3)    2

Д. Какую роль играет тире в пятом предложении?

1)    Указывает на противопоставление частей БСП

2)    Отделяет слова автора от прямой речи

3)    Стоит перед обобщающим словом

8.     Расставь знаки препинания. Запиши предложения.

1)    Раз, осенью, пришёл транспорт с провиантом в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти.

2)    Одно было в нём нехорошо ужасно падок был на деньги.

3)    Вдали вилась пыль Азамат скакал на лихом Карагёзе.

4)    Через несколько мгновений поднимаю их и вижу мой Карагёз летит, развевая хвост, вольный как ветер а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях.

9.     Соотнеси элементы

Прочитай отрывок из повести И. С. Тургенева «Ася».

Она улыбнулась и немного спустя уже сама заговаривала со мной. Я не видал существа более подвижного. Ни одно мгновенье она не сидела смирно; вставала, (1) убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: (2) казалось, она смеялась не тому, (3) что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Её большие глаза глядели прямо, светло, смело, (4) но иногда веки её слегка щурились, (5) и тогда взор её внезапно становился глубок и нежен.

Определи типы связи между частями (членами) сложных предложений. (Знаки препинания между ними пронумерованы)

1)    3

2)    4 и 5

3)    1

4)    2

А) бессоюзная связь между частями сложного предложения

Б) подчинительная связь между частями сложного предложения

В) бессоюзная связь между однородными сказуемыми

Г) сочинительная связь между частями сложного предложения

10. Укажи цифры, на месте которых должна стоять точка с запятой.

Калужская деревня (1) напротив (2) большею частью окружена лесом (3) избы стоят вольней и прямей (4) крыты тёсом (5) ворота плотно запираются (6) плетень на задворке не размётан и не вывалился наружу (7) не зовёт в гости всякого прохожего...

И. С. Тургенев

Ответ: