дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 22.09.2022

                                                               Двадцать второе сентября

                                                                      Классная работа

     Михаил Васильевич Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны ноября 25 дня 1747 года»

1.     Актуализация опорных знаний.

- Что вам известно о жизни и творчестве М. В. Ломоносова? Какие произведения вам известны?

- В чем заключается заслуга Ломоносова в области стихосложения?

(Вводит силлабо-тоническое (слоговое) стихосложение (1739): равное число слогов в строке, цензура – пауза в середине, на последнем слоге обязательное ударение, рифма связывает смежные строки.)

- Жанр оды - любимый жанр Ломоносова. Всего поэт создал около 20 торжественных од.  Каково место и значение оды в русском классицизме?

  Ода – стихотворное лирическое произведение, в котором поэт торжественным, величавым языком («высоким штилем») выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением.

   У греков одой называлась хвалебная песнь в честь богов, героев, знаменитых граждан.

   В XVIII веке ода заняла одно из гл. мест. Несмотря на то, что ода сочинялась в связи с каким-нибудь официальным событием, Ломоносов всегда находил возможность говорить о том, что его волновало, что было особенно важным для России.

Отличительные черты оды в русском классицизме:

·          высокий стиль;

·          обилие восклицаний;

·          обращения;

·          риторические вопросы;

·          использование образов из древнегреческой мифологии;

·          обилие метафор и эпитетов.

2.     Работа с текстом, выявление читательского восприятия произведения учащимися.

- Когда и в связи с чем была написана ода?

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

- Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?

Патриотический восторг, призыв и т.д.

- Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

- Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

- Какие темы затронуты в оде?

  • картины мирной жизни;
  • восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);
  • гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);
  • описание безграничных просторов и богатств России;
  • обращение к молодежи овладевать науками.

- Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?

Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

- Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.

Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.

- Каким стилем написана ода?

Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.

- Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.

Составим план оды.

I. Вступление. Мир — основа блага государства.

П. Главная часть. Величие России, ее процветание:

-хвала щедротам Елизаветы;

-заслуги Петра перед народами России;

-неисчерпаемые богатства ж красота России;

-призыв к российской молодежи овладевать науками;

-наука и ее роль в российском обществе.

3.     Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России

(План убеждает в том, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.)

4.     Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/muvavibeva.

5.     Прочитайте с. 61 – 69 учебника.