дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Православие против экстремизма

 

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА 


                                                                                                   Напрасно ставят капканы на пути тех, у кого есть крылья…

 

Экстремизм – беда нашего времени. Его ядовитые ростки способны пробиться везде,

особенно в среде молодежи. Молодежь наиболее подвержена влиянию экстремизма именно

в силу особенностей возраста. Становление личности, поиск своего пути в жизни,

незрелость эмоциональной сферы, отсутствие мудрости,обостренное чувство справедливости,

желание как можно скорей обрести самостоятельность и свободу вкупе с энергией молодости

вполне могут привести на неверный путь, разрушающий и саму личность, и ее окружение.

Международные террористические организации легко находят сторонников среди молодежи благодаря развитию

современных средств коммуникации. И не думайте, что экстремистом может стать человек

с низким интеллектуальным уровнем развития, наоборот, среди лидеров таких организаций преобладают

люди высокообразованныеумеющие великолепно манипулировать. Вырваться из их когтей очень трудно.

 

 

Различные формы экстремизма охватывают почти все сферы социального бытия, где возможно

столкновение противоположных интересовот спорта в виде футбольного фанатизма до музыки,

от религии до межнациональных столкновений, от политики до одежды.

 

Особенную опасность, конечно, представляют экстремистские движения, которыми руководят

великолепно финансируемые организации, имеющими целью

деструктивное вмешательство во внутренние дела государств.

Мы с вами, друзья мои, испытали это, к сожалению, на себе.

Именно грубое вмешательство США и Европы во внутренние дела Украины с целью «посеять хаос»,

привело к «буре», горькие «плоды» которой мы пожинаем сейчас.

 

 

Многообразие экстремистских направлений на самом деле обманчиво.

Любые проявления экстремизма имеют схожие характеристики.

Все они предлагают упрощенный, черно-белый взгляд на мир:

жесткое разделение на своих и чужих, обозначение врага,

которым становится всякий, не разделяющий узких взглядов экстремиста, и силовое решение проблем. 

 

Что же мы можем противопоставить в борьбе с этим злом?

Многонациональная культура нашей Родины,

традиционные религии народов России заключают в себе огромный духовный потенциал,

способный противостоять экстремизму и агрессии.

Сегодня мы с вами поговорим о Православии.

 

Личная вера в Бога, целостный взгляд на мироздание,

где Вселенная предстает как творение Божье, где все находится на отведенных Богом местах,

а каждый человек воспринимается как образ и подобие Божье – основа православного мировоззрения.

О каком экстремизме может идти речь для христианина,

если сам Христос молился о римских солдатах, прибивавших его на Крест: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят».

Принципы отношения к тем, кто не только не вызывает у нас теплых чувств,

но даже и справедливое возмущение, неприятие, заключены в Нагорной проповеди.

Вершиной победы добра над злом является сошествие Христа во ад в Великую субботу.

Свет Божий победил ад, взорвал его изнутри.

 

Для человека, имеющего такое мировоззрение, внутренне совершенно неприемлемо никакое насилие,

никакое унижение человеческого достоинства. Наоборот, свойственно

деятельное милосердие и жертвенность.  

 

Всем вам известная заповедь «не убий»которая в Ветхом Завете истолковывалась буквально,

в Новом получила новое глубокое толкование.

Она распространяет своё действие даже на внезапный и напрасный гнев, который может стать источником вражды

с её гибельными последствиями, даже на всякие презрительные унижающие человека выражения.

Бог не принимает дар сердца, хранящего злое чувство.

 Более того, и это очень важно, русские священники и монахи, тому сохранилось много свидетельств,

учили, что добро и  благо надо творить не только единоверцам, но и 

всем, кто нуждается в помощии ободрении.

 

Один из основателей святыни Руси, Киево-Печерской лавры, Святой Феодосий Печерский, писал:

«Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима,

аще то будет жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинянин ли - 

всякого помилуй, и от беды избавияко же можеши».

 

 Экстремизму в такой системе ценностей нет и не может быть места.

 

В любви к ближнему, доброте и сострадании складывался веками характер русского народа.

 

Этой удивительной «всемирной отзывчивостью» русских восхищался

великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский: 


Он писал о том, как во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязки прежде чем своих,

говоря: «русского всякий поднимет, а французик – то чужой, его наперёд пожалеть надо»;

как во время русско-турецкой войны солдат кормил измученного в бою и захваченного в плен турка со словами:

«человек тоже, хоть и не христианин».  Английский репортёр, наблюдая подобные случаи,

назвал русскую армию «армией джентльменов».

 

 История накопила множество фактов проявления нашим народом истинно христианского отношения

к другим народам, к пленным, пострадавшим, обездоленным. 

 В трагические дни землетрясения 1909 г., разрушившего город Мессину, итальянская газета писала:

«Русские моряки проявили, кроме всего прочего, ещё чуткость, коей у других не было…

При распределении продовольствия они не ограничивались,

подобно англичанам, сухою подачею строго взвешенного и точно определённого пайка,

а отдавали всё, что имели, щедро и с любовью».

Памятник русским морякам в Мессине: 

 

Щедрость без остатка к другим и строгость к себе. 

Аскетическое начало в Православии - это прежде всего, упражнение в добре,

добрых мыслях, чувствах и делах, и отсечение злых помыслов и пожеланий.  

Как бы просто это не звучало, на самом деле, это постоянный тяжелый труд каждого христианина.

 

В результате трезвенного мужественного отношения к себе и жизни вырабатывается и

спокойное достойное отношение к смерти,

ибо смерти для православного, на самом деле, нет.

Здесь и кроется глубинное противостояние Православия и экстремизма любого вида.

 

Экстремизм воспринимает смерть как окончание всяческого существования.

Смерть для мнимого улучшения жизни земной и конечной, смерть самих террористов или заложников, их жертв,

представляется им самым страшным событием, так как за ней для них пустота.

 

Православие проповедует Жизнь, которая

дарована Христом каждому.