дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 08.02.23


                                                                                                                                                                          08.02.23

                       Классная   работа

             Тема  Человек славен добрыми делами

   1.     Работа над темой урока:

1.1.         Работа со словарем

Добро - в духовном значении - благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина.

 В.И.Даль

 

 

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

С.И.Ожегов

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

·        Подберите синонимы и однокоренные слова к понятию «добро».

           (добродушие, добросердечие, благо, человечность)

·        В какие словосочетании входят эти  слова?

          (добрый человек, добрые дела, добрые поступки, доброе лицо, добрая душа,  

           добрые мысли, доброе сердце )

·        А какое из названных словосочетаний вы считаете самым важным? Почему?

·        Как мы можем узнать ,что этот человек добрый, что у него доброе сердце?  (по делам, поступкам)

 

1.2.         Работа с пословицами

Накапливая жизненный опыт, русский народ сложил много пословиц о добре. Предлагаю прокомментировать некоторые из них:

·        От добра худа не бывает.

·        Лихо помнится, а добро не забудется.

·        Худо тому, кто добра не делает никому.

·        За добро злом не платят.

·        Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

·        «Кто добро творит, тому Бог отплатит»;

·        «Худо тому, кто добра не делает никому»;

·        «Час в добре побудешь – все горе забудешь»;

·        «Доброе имя дороже богатства»

 

Вы подтвердили, что доброта человека измеряется его добрыми делами и поступками.

А теперь, на конкретном примере мы попытаемся выяснить, что такое добрый поступок, как проявляется добро в жизни.

 

1.3.         Комментируем сказку ( Оскар Уайльд «Счастливый Принц»)

На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

   Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

  Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый!- спросила она.

- Когда я был жив,- ответил Принц, -я не знал, что такое слезы. Я жил во дворце, куда человеческому горю вход воспрещен. .Вокруг дворца была возведена стена , и я не разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц»- так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце у меня теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

  И вдруг попросил:

-Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

 -Мне надо скорее улетать, идет зима,- ответила Ласточка.

 -Останься хоть на одну ночь, помоги мне,- опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.

 -Это потому, что ты сделала доброе дело,- объяснил Принц.

         

Вопросы по содержанию:                                 

1.     Почему плакал Принц, ведь его же называли счастливым?

2.     Почему Принц решил помогать людям?

3.     Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу?

4.     Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

 

Какова же главная идея этой притчи? (признание ласточки и ответ Принца:  «Это потому, что ты сделала доброе дело».)

Продолжите фразу: Добро это – (когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим. Значит,добро это – помощь, жалость и т.д.)

Какие чувства сопутствуют  добру? (любовь, забота, сочувствие, сострадание, благодарность, бескорыстие, помощь, жалость, прощение)

 

·        А трудно ли быть добрым? Все ли могут быть добрыми?

·         Что для этого надо сделать?

·         Прокомментируйте такое стихотворение 

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.


1.4.         Комментируем жизненные ситуации

·        В каких произведениях художественной литературы вы находили примеры добра, доброты и зла? Какое впечатление на вас они произвели?

·        На примерах из нашей жизни давайте поговорим об истинной  и ложной доброте. Вам предложены примеры с различными поступками – определите, какие, на ваш взгляд, относятся к истинной доброте, какие к ложной. Подберите собственный пример доброты.

- одноклассник дал списать домашнюю работу

- бабушка заступилась за внука, который сломал игрушку

- шестиклассник во время перемены заступился за первоклассницу, которую обидел его друг

 

 

Мы с вами привели примеры добрых поступков, но в жизни иногда человек совершает и необдуманные плохие поступки, огорчая тем самым своих родных и близких. А они продолжают любить их и общаться с ними, как и прежде.

Домашнее задание.

  1. Найти примеры добрых дел, поступков в газетах журналах, художественной литературе.
  2. Написать мини-сочинение «Доброта вокруг меня».