дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 27.02.2023

                                                               Двадцать седьмое февраля

                                                                         Классная работа

                Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект

1.     Актуализация опорных знаний. Беседа.

- Что такое текст? (Текст — это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)

- Какие вы знаете тексты по типу речи? (Повествование, описание, рассуждение.)

- Какие бывают тексты по количеству участников? (Монолог и диалог.)

- Что такое повествование? (Рассказ о событиях, действиях.)

- Что такое рассуждение? (Объяснение, доказательство, размышление.)

- Что такое описание? (Изображение чего-либо или кого-либо.)

2.     Изучение нового материала.

1)    Аннотация(от лат. аnnotatio — «замечание») — краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание и дающая иногда их оценку. Если в реферате статья сокращается в три-четыре раза, а большие тексты, книги — в 10—20 и более раз, то аннотация — это текст из трёх-четырёх предложений, иногда и меньше, независимо от объёма основного текста. Аннотация — это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, коротко передать суть книги.

2)    Изучите структуру аннотации. Запишите в тетрадь. Обратите внимание на языковые средства, которые могут использоваться в тексте аннотации.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги). Статья (книга, монография и т. п.) посвящена (теме, вопросу, проблеме).

3. Проблематика. В  статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы...; даётся анализ (характеристика, описание)...; приводятся результаты...; излагается теория (история, методика, проблема, вопрос)...; исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат. Статья (книга) предназначена для специалистов в области...; Статья представляет интерес для (широкого круга читателей) и т. п.

3)    Конспект —  это краткое, связное, содержательное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Конспекты имеют несколько вариантов выполнения: плановые  — каждому пункту плана соответствует какая-то определённая часть конспекта; текстуальные  — состоят из цитат; свободные  — выписки из текста, цитаты, тезисы; тематические — содержат ответ на поставленный вопрос.

4)    Изучите материал на с. 99 «Конспект: 6шагов к пониманию текста»

5)    Изучите рубрику «Лингвистические заметки» на с. 98. Рассмотрите пример инфографики в упр. 155, озаглавьте схему.

 

3. Выполните устно упр. 159 на с. 100. Прочитайте фрагменты статьи Е.В. Первушиной «Много ли тараканов в Тмутаракани?», восстановите порядок следования абзацев. Передайте содержание текста тремя — пятью предложениями.

4.  Составьте в тетради аннотацию на книгу, которую вы хотели бы порекомендовать одноклассникам, своим родителям.