дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Уроки 22.03 2023

Двадцать второе марта

      Классная работа

«Мертвые души» Н.В. Гоголя - поэма о величии России

1.     Слово учителя

Сегодня мы продолжим удивительное путешествие на тройке лошадей по дорогам России вслед за героями Н.В. Гоголя  поэмы «Мертвые души».

  - Итак, мы побывали уже на приеме губернатора города N, в гостях у помещиков Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева и Плюшкина. И вот мы продолжим свое путешествие. Из окна экипажа мы сможем увидеть удивительно живописные, а может быть, и неприглядные картины русской жизни, запечатленные на полотнах художников. Путь наш будет нелегким: ведь всем известна проблема дорог в России. Но, несмотря на это, "какой же русский не любит быстрой езды?" Куда же примчимся мы, куда приведет нас дорога? Посмотрим. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь.

2.     Беседа по теме урока.

- Как вы думаете, что будет предметом нашего изучения в сегодняшнем  путешествии? На что мы будем обращать особое внимание? Да, наобраз дороги и образ России.

- Итак, образ дороги…

 «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух…  А ночь! небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Боже! Как хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»

         - Очень проникновенные строки! Это ведь сам Гоголь так глубоко любил дорогу, так самозабвенно «хватался» за нее в трудные дни своей жизни.  В годы странствий  вертящиеся колеса почтовых троек  соткали  Н.В. Гоголю  первую часть "Мертвых душ". Образ дороги пронизывает всю поэму, раскрывая различные ее грани.

 

     - Обратимся к тексту поэмы. Вновь откроем первую страницу. Начинается поэма образом дороги: «В ворота гостиницы губернского города НН въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка …»

    - Какова  же дорога, по которой едет Чичиков, главный герой поэмы?

Найдите эпизоды, характеризующие образ дороги. Зачитайте найденные эпизоды:

 «С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле». (Гл.2)

 «Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю». (Гл.3)

 «Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков до полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине». (Гл.3)

              - Какую дорогу вы увидели?Какие ключевые слова о дороге вы могли бы выделить в этих отрывках? Запишите их в тетради.

 (Полосатый шлагбаум; еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; своротили с дороги; тащились по взбороненному полю; земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно; они не могли выбраться из проселков до полудня.)

3.     Образ Чичикова.

          - Знакомство с главным героем предваряется разговором «двух  мужиков» о возможностях  брички Чичикова (чтение эпизода).

       - Почему бричка Чичикова «В Казань не доедет»? Какой намек скрывается за этой фразой?

(«Колесо», на которое уселся самодовольный Чичиков, «кривовато», русским пространством ему не овладеть. Кривое колесо «колесит», т.е. едет не прямо, а по кругу, на таком далеко не уедешь.)

       - Да, действительно, в словаре В.И. Даля глагол КОЛЕСИТЬ обозначает «делать объезд или обход; ездить околицей, кругом; плутать, блуждать; говорить намеками, не прямо».

- Как эти значения соотносятся с образом Чичикова? (Дорога Чичикова колесит. Он часто плутает, едет не прямо, а околицей.)

 - Какой синоним к слову дорога  вы можете предложить? (Путь)

 -  Путь Чичикова… Что можете вы сказать о пути героя? О цели его пути?  (Чичиков – аферист, делец, у него корыстная цель.)

   - Как взаимосвязаны дорога и жизненный путь Чичикова?  

(У Чичикова мелкая, своекорыстная цель и, соответственно с этим, траектория движения коротка, дорога водит его по кругу, его дорога  витиеватая, трудная, грязная. Русская дорога с самого начала сбивает героя с намеченного им «неправого» пути.  Русская жизнь «вредит» ему своими перехлыстами и пересолами, целым потоком непредвиденных мелочей, сующих палки в колеса его брички. Русский путь немыслим без того, чтобы  возница не пускал коней «на волю Божию».)

4.     Вывод по образу дороги: 

Мы видим, что дорога имеет не только прямое, «вещественное» значение, но и приобретает   символические и метафорические смыслы (грани, о которых мы говорили в начале  нашего путешествия). Какие же?

(Первое - это путешествие Чичикова как таковое, его поездки от одного помещика к другому, скупка мертвых душ. Во время этого путешествия Чичиков, в соответствии с традициями сентиментального романа, размышляет о многих важных вещах, например, о русском языке. Чичиков считает, что дорога - это некий символ жизни, который помогает перейти из одного жизненного этапа в другой и забыть о минувшем.

         Другое значение дороги в этой поэме - это размышления о жизненном пути России. Гоголь считает, что у России особый путь, отличный от западного, и будущее у России великое.

          И, наконец, третье значение пути в поэме "Мертвые души" - это творческий путь самого Гоголя, о котором он говорит в одном из лирических отступлений: у каждого человека свое представление о счастье и о судьбе писателя. Гоголь признает, что его герои могут показаться современникам странными, но он не собирается отказываться от них).

 

5.     Образ России.

  Остановимся на второй  грани – это путь России.

- В начале поэмы автор сделал странное уточнение – «русские мужики». Почему? (подчеркивается общенациональный характер)

- Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?

Сравнительный анализ эпизодов главы 11:

1) «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях… станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни …, чинимые мосты, поля неоглядные …, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»

- Из каких деталей складывается образ России? Какая это Россия?

(Н.В. Гоголь рисует картину, которая дает нам зримый образ России, мы вчитываемся в детали и буквально слышим "колокольный звон", слышим "карканье воронья". На душе становится печально, тревожно.)

- Сравните этот эпизод со следующим.

2) Чтение отрывка:

 «Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе…и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? … Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей песня? Что в ней, в этой песне? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами… У! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!»

-   Сравните две картины: что общего вы можете отметить?

- Что различного в  этих эпизодах? В каком отрывке чувствуется отношение к Руси?

- Важная деталь: описывая Русь, Гоголь употребляет многочисленные глаголы с отрицанием: «не развеселят, не испугают, не опрокинется назад голова, не блеснут, ничто не обольстит и не очарует взора».

            - Какова роль этих отрицаний? (Они усиливают удивление Русью, и появляются многочисленные "почему" и "что", риторические вопросы и восклицания. )

                 - На каком изобразительно-выразительном средстве построен второй эпизод?

             (Антитеза - противопоставление (на фоне чудесной природы – крепостное право, слезы, горе крестьян.

Пустынные улицы; станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни; затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца;бедно, разбросанно и неприютно; ничто не обольстит и не очарует взора; тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине сверкающая, чудная незнакомая земле даль.)

3)  Чтение отрывка:

 «И какой же русский не любит быстрой езды? ... Кажись неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? ... Эх, кони, кони, что за кони! ... Заслышали с вышины знакомую песню, …превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…» 

- Сравните с началом поэмы. Какие глаголы движения используются? Какие ассоциации вызывает глагол «летит»? Какая дорога представляется?

- Каково направление движения?  (Дорога вверх.)

- Каково символическое значение такой дороги? (Дорога-спасение, дорога-надежда, дорога-вера в лучшее.)

- Кто же настоящий герой поэмы? (Русь, Россия)

- С каким образом ассоциируется Россия? (Это птица – тройка.)

          - Какой вы представляете себе птицу- тройку?

 

6.     Итог урока.

 - Итак, образом дороги начинается поэма, слово дорога одно из последних слов текста. Но какое огромное различие между первым и последним образами дороги. В начале – это дорога одного человека, Чичикова, а в конце – это дорога  целого государства, России.

 - Вернемся к теме нашего путешествия? (…Русь, куда ж несешься ты?  Это слова из поэмы. В контексте они звучат так:  «и ты, Русь, что бойкая  необгонимая тройка несешься? ... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа..."

 - Почему Н.В. Гоголь не показывает путь птице - тройке?

Н.В. Гоголь на данном этапе своего творчества не смог найти нужный путь для России; потому что в бричке делец Чичиков - на обмане далеко не уедешь.

   - Вернемся к нашему вопросу: Русь, куда ж несешься ты?

С момента написания поэмы прошло более 180 лет. Смогла ли Россия найти свой путь развития? Взлетела ли гоголевская птица-тройка? Нашел бы Н.В. Гоголь  в нашем времени то, чем можно было бы гордиться в своей стране?

 

7.     Домашнее задание.

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Так кто же настоящий герой поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя?»