дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 15.03.2023

Пятнадцатое марта

  Классная работа

Павел Иванович Чичиков - новый герой эпохи и антигерой

1.     Посмотрите видеоурок https://youtu.be/fm0IiYhMEKI.

2.     Слово учителя.

   В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла   «добродетельному» герою: «Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

2. Работа над темой урока.

А) Чтение эпизода «Чичиков в трактире».

Каким вы увидели П.И. Чичикова?

Б) Чтение эпизода «Встреча Манилова и Чичикова».

Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова?

   Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру — открытом всем ветрам... покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами... Под двумя из них была беседка... с надписью: "Храм уединенного размышления"... Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья... брели по колени в пруде, влача... бредень…»

   Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается довольно претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов на встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до приторности навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можно охарактеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года».         Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивает Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем. Он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?!

   Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед Хозяином, принимая его манеру поведения. Чичикову важно добиться своей цели — собрать как можно больше душ умерших крестьян. Он задумал грандиозную аферу и теперь идет напролом к своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзя было обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениально изобразил отдельных его представителей. Писатель одним из первых увидел неприглядное «лицо» капитала и показал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».

3. Аналитическая беседа.

- В чем сходство и различие в характерах Чичикова и каждого помещика. В каких ситуациях герой ведет себя, как помещики? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков?

- Благодаря каким качествам Чичикову удается завоевать симпатии помещиков? В чем секрет его обаяния?

- Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

- Показывает ли автор свое отношение к герою? Почему он сообщает подробности о его жизни только в последней главе первого тома?

- Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова?

- Есть ли в поэме «живые души»? Кто они?

-Какова роль в поэме «Повести о капитане Копейкине»?

4. Работа над составлением таблиц «Павел Иванович Чичиков» и «Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками»

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

 

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование:
наказ отца и
обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
- слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
- накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
- выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
- был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Служба:
 начало службы
и продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два - три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»: как появилась идея приобретения

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

 

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Помещик и его отличительная черта

Как эта черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]: «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

 

5. Беседа.

- Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

- Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

- При каких условиях могла появиться такая личность?

- Насколько такой герой интересен современному читателю?

 

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

   Чичиков - образ, вобравший типические черты, потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

 

7. Домашнее задание.

1. Подготовиться к промежуточному контролю знаний по теме «Н.В. Гоголь».

2. Ответить письменно на вопрос «Кто, по-вашему, Чичиков: герой или антигерой? Обоснуйте свой ответ».