дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 02.03.2023

     Второе марта

    Классная работа

                        В губернском городе NN. Образы помещиков в «Мертвых душах». Манилов и Коробочка

1.     Вступительное слово учителя

     Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» — самого крупного и наиболее значительного из произве­дений Гоголя, вершины его творчества.

   Н.В. Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет — с осени 1835 г. по осень 1841 г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы. Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошёл второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его. 

     Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влия­нием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки — сценки и наброски с натуры, — Пуш­кин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью за­рисовок людей и характеров. «Как, — воскликнул он, — с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большее сочинение!» Пушкин дал Гоголю сюжет «Мёртвых душ»; одо­брение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые чи­тал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.

   Не внешняя история — приключения Чичи­кова — составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов «Мёртвых душ» — помещи­ков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Го­голь с особой любовью говорит в своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь высказывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.

2.     Анализ первой главы. Беседа.

 Начало поэмы — въезд Чичикова в город.

Поэма не имеет предисловия. Как увидим далее, пре­дисловием к ней можно считать лирическое отступление о путнике, возвращающемся домой, и о двух типах писателей, помещённое в начале седьмой главы. В начале поэмы нет и биографии Чичикова, которая перенесена в конец поэмы, дана в одиннадцатой главе. Сам Чичиков описан в на­чале поэмы весьма неопределённо. Сначала показывается довольно красивая, небольшая рессорная бричка, в которой ездят холостяки, помещики среднего достатка — «господа сред­ней руки». Таким образом, Чичиков характеризуется через опи­сание его брички: в такой бричке ездят холостяки, помещики среднего достатка. И далее мы не видим даже описания внешно­сти Чичикова. Ничего об этом не говорит Гоголь, а ведь он был величайшим мастером портрета!

- Что Гоголь пишет о Чичикове?

 «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слиш­ком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, од­нако ж и не так, чтобы слишком молод».

Вот и всё. Гоголь сознательно не даёт в начале поэмы портрета Чичикова. Отка­зом дать ему характеристику автор указал на одну из самых отличительных особенностей Чичикова: Чичиков — человек, прячущий истинное лицо своё, лицо хищника, неутомимого и беспринципного приобретателя; он всё время прячется под той или иной маской. Въезжая в город N., Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского человека. Конец первой главы показывает, что Чичиков достиг своей цели: Гоголь в комических, иронических выражениях пере­даёт, как о Чичикове благоприятно отзываются все чиновники и даже Собакевич, сроду никого не похваливший на своём веку.

 - Начиная свою поэму, Гоголь рассказывает  только о Чичикове?

Тут же показаны и крестьяне (два мужика, рассуждающие о колесе брички Чичикова), и франт с тульской булавкой — представитель того светского общества, которое будет так зло высмеяно Гоголем в поэме.

Уже на первой странице Гоголь начинает рисовать типич­ную картину русской жизни, показывает обычную обстановку губернского города: грязную гостиницу, комнату с таракана­ми, питейные дома, кабак, казённые учреждения, окрашенные вечно-жёлтой краской.

- Как выглядела гостиница?

- Как Гоголь   описывает общую залу?

- Как Гоголь опи­сывает городской сад?

- Почему Гоголь не даёт определённого имени изобра­жаемому им городу?

Автор сознательно не даёт определённого имени изобра­жаемому им городу, а называет его губернским городом, цель автора - показать, что он изображает не какой-то кон­кретный город, но типичный губернский город.

 Вывод.  

 Уже с первой страницы  Н.В. Гоголь рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель — не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показы­вает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитан­ных людей в них скрывается духовное убожество и грубая, животная натура. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изуче­ния её.

- Какие две характеристики чиновников  дает  Гоголь в первой главе поэмы?

 «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам...» и до конца.

Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой на­смешкой: тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда и сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских.

Толстые чиновники также рисуются в смешном виде: лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки. Они, «служа богу и государю», наживают себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.

Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается писателем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид: фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической: нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни тол­стые, а другие тонкие.

Следует подчеркнуть, что дело здесь не во внешнем ко­мизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь показывает смешную сущность изображаемых им героев, у ко­торых не было за душой ничего человеческого.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего опи­сания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы — показать мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной примитивностью помещиков и чиновников.

-  Как Гоголь изображает Чичикова в первой главе?

3.    Посмотрите видеоурок https://youtu.be/QyWhNRH0RIM.

4.     Образы помещиков. Анализ 2 главы.

- Как известно, помещики у Гоголя расположены в следующем порядке:

Манилов (2 гл.)

Коробочка (3 гл.)

Ноздрёв (4 гл.)

Собакевич (5 гл.)

Плюшкин (6 гл.)

- Почему именно такая последовательность?

(Чисто внешние обстоятельства: Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым, Собакевичем. Едет сначала к Манилову,  а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился а попал к Коробочке. Затем остановился в трактире перекусить и встретил Ноздрёва, от которого не мог просто так отвязаться, тот увёз его к себе. Вырвавшись от Ноздрёва, Чичиков попадает к Собакевичу, от которого узнаёт о Плюшкине и едет к нему.)

- Но есть и другое решение этого вопроса. А вот какое, мы должны его найти.

- Прочитав несколько глав поэмы, могли бы вы составить план характеристики героев по Гоголю. На что он обращает внимание?

( - Портретная характеристика;

- помещичья усадьба, отражение в ней характера героя;

-  роль интерьера;

- отношение героя к хозяйству, крестьянам, интересы;

- речевая характеристика, отражение в ней характера героя;

-  отношение к продаже мёртвых душ.)

Образ Манилова.

- Почему галерею помещиков автор открывает этим героем?

( Чичиков познакомился с ним ещё в городе, очаровал обходительностью и любезностью, подумал, что мёртвые души он приобретёт без труда.)

-  Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним?

(Гоголь обыгрывает название деревни: «Маниловка не многих могла заманить своим местоположением.» Серость, скудность, неопрятность всего, что окружает Манилова, характеризует его.)

- Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему?

- Как описание обстановки дома помогает понять характер Манилова?

(Описание обстановки характеризует его как человека бесхозяйственного, мечтательного. Мечты пустые, не ведущие ни к какой деятельности)

- Что подчёркивают имена детей Манилова?

(Гоголь подсмеивается над стремлением отца, сентиментального мечтателя, возвысить себя и детей, давая им имена героев Древней Греции.)

- Какие черты составляют «ядро» характера Манилова?

(В нём нет живых человеческих желаний, силы жизни, которая движет  человеком, заставляет его совершать поступки.)

-  У него нет никаких духовных запросов, никакой деятельности  - вот почему он мёртвая душа.

- Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?

 ( Он озадачен, сконфужен, смешался, подумал, что Чичиков шутит, а потом, что спятил.)

- Манилов не привык думать и он не понимает, что впутался в преступное дело.

5. Анализ 3 главы. Образ Коробочки.

- Как и почему Чичиков попал к Коробочке?

- В чём смысл романтического начала главы о Коробочке?

(Контраст: романтическое начало и прозаическая развязка)

- Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки?

(Обилие псов говорит о том, что она заботится о сохранности своего состояния).

- Как Гоголь подчёркивает типичность  Коробочки?

(«Минуту спустя вошла хозяйка…одна из тех матушек, небольших помещиц».)

- Зачитайте портрет Коробочки.

(На лицо и глаза Гоголь не обращает внимания. Этим подчёркивается бездуховность человека)

 - Какие черты характера составляют «ядро» характера Коробочки?

(Аккуратная, хозяйственная. Копит деньги в пестрядевых мешочках, прекрасно разбирается в хозяйстве, бережлива, но тем не менее она тоже «мёртвая душа». Ограниченность, «дубиноголовость» не знают предела.)

- По какому принципу построены 2 и 3 главы?

(Контраст. Манилов «мечтатель» - Коробочка поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не ведёт хозяйство. – Она ушла в него с головой. Хозяйством занимается сама, входит в непосредственное общение с крестьянами. Гостеприимная хозяйка.)

- Чем угощает Коробочка?

- Прочитайте сцену торга Коробочки с Чичиковым.

- Как Коробочка отнеслась к предложению Чичикова о продаже мёртвых душ?

 - Только ли страхом прогадать объясняется её желание продать их Чичикову?

(Полное непонимание сделки, боязнь продешевить, быть обманутой, желание примериться к рыночным ценам, тупость, непонятливость – все черты её характера, воспитанные одинокой жизнью и необходимостью решать все вопросы  самостоятельно, выявились  в сделке с Чичиковым)

- В чём смысл фамилии Коробочки?

(Она заключена в «коробочку» своего пространства и понятий. О Собакевиче говорит, что такого на свете нет, потому что не слышала о нём.)

- Сравните поведение Чичикова во 2 и 3 главах. Что нового открылось в герое?

(Он не церемонится с Коробочкой. Она вдова «коллежская секретарша», что равняется 10 классу «Табеля о рангах»)

6.     Домашнее задание.

1.     Письменно ответить на вопросы:

  1)    Почему автор выбирает такую последовательность расположения глав – сначала Манилов, потом - Коробочка?

    2) Что же главное в Манилове?

    3) Что такое «маниловщина»?

    4) Что объединяет Манилова и Коробочку?

 2.     Прочитайте 5 - 9 главы.