дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

урок 29.09.22

История костюма

 


Согласны ли вы с высказыванием Габриэль Коко Шанель: «Мода приходит и уходит, а стиль — остаётся»? Если да, обоснуйте свой ответ.

 

Эстетическая деятельность человека охватывает все области жизни. C самых давних времён человек начинает вносить в создаваемые им предметы своё представление о красоте, которое выражает и его индивидуальный вкус, и общий эстетический идеал, присущий каждой отдельной эпохе.

Одежда — одна из форм эстетической деятельности человека. Она появилась ещё в первобытном обществе. Одежда была необходима человеку для укрытия тела от непогоды — палящих лучей солнца, ветра, холода. Жители юга лишь прикрывали тело куском ткани, в то время как северяне закутывались в примитивно сшитые одежды.

 

Одежда в самой своей сущности несёт две функции: утилитарную и эстетическую. C одной стороны, она предмет первой необходимости, с другой — выражает определённое представление о красоте, т. е. постепенно соединяет материальное производство с эстетической деятельностью человека, выражающей художественный идеал эпохи. Этими функциями обладают, кроме одежды, такие предметы, как мебель, ткани, посуда, представляющие собой произведения прикладного искусства.

Как предмет утилитарный, одежда связана прежде всего с природными условиями страны, в которой она появилась. Даже в один и тот же исторический период в странах с различными климатическими условиями одежда будет различной по характеру. Изготовление её зависит также от уровня развития производительных сил общества, его экономики. На разных стадиях развития экономики существовали разные технические возможности изготовления одежды. Так, в Древней Греции умели изготавливать только шерстяные и льняные ткани, а несколько веков спустя, в Средние века, уже изготавливали бархат, парчу и другие ткани. Появление ткацкого станка упростило выработку тканей. Его изобретение стало возможным лишь благодаря изобретениям предшествующих эпох и развитию научно-технической мысли. В середине XIX в. были получены анилиновые красители, обогатившие цветовую гамму тканей.

Как уже было сказано, костюм несёт в себе художественный образ, так как помогает человеку выражать определённый эстетический идеал эпохи. Этот идеал развивается и изменяется вместе с жизнью человеческого общества и не только отражает изменения, происходящие в развитии экономики, но и тесно связан с политикой, религией, этикой.

В каждую эпоху существования человечества эстетический идеал отражал представление об «идеальном» человеке, его внутреннем, духовном мире и внешнем облике. Так, идеалом человека в Древней Греции был молодой, доблестный и прекрасный воин-атлет с великолепным, тренированным телом, поэтому костюм греков только слегка подчёркивал формы фигуры, но не искажал их (рис. 3.9, а).

В Средние века, в период господства христианских догматов, человеческое тело, особенно женское, считалось греховным, что создавало в костюме определённые тенденции. C помощью костюма формы тела скрывали под тяжёлыми тканями (рис. 3.9, б).

В эпоху Возрождения нормой идеала красоты вновь становится человек со своими чувствами и способностями. Костюм становится более удобным, более гармоничным, как бы выражает гармонию внутреннего и внешнего в человеке.

Костюм воплощал и выражал в себе все черты каждого стиля, а также изменялся вместе с ним. Какой бы художественный стиль ни господствовал, костюм всегда отражал его характерные особенности. Так, декоративному пышному стилю барокко (XVII в.) соответствовал такой же пышный, яркий и громоздкий костюм (рис. 3.9, в). Строгому стилю ампир (начало XIX в.) соответствовали более лаконичные и строгие по форме одежды (рис. 3.9, д).

 

       

Рис. 3.9. Одежда различных исторических эпох:
а — костюм Древней Греции; б — костюм эпохи Средневековья; в — костюм эпохи Возрождения; г — костюм в стиле барокко; д — костюм в стиле ампир; е — костюм в стиле рококо; ж, з — русский народный костюм

 

В конце XVIII в., в период эпохи Просвещения, эталоном прекрасного становится природа, очищающая и вдохновляющая человека, а также античность, считавшаяся непревзойдённым образцом для подражания. Костюмы того времени приобретают естественные, спокойные формы, напоминающие костюмы Древней Греции (см. рис. 3.9, д).

Непродолжительное господство определённых форм костюма называется модой. Мода отражает всю многогранность социального, исторического и художественного развития человека. Таким образом, можно сказать, что мода отражает конкретный эстетический идеал определённого периода.

Не менее тесно костюм связан с этикой. Законы этики изменяются с развитием общества. Они рассматривают нормы общения людей между собой, обязанности человека по отношению к труду, к родине и т. д. Поскольку каждая страна проходит в своём развитии индивидуальный исторический путь, то этика в различных странах развивается самобытно, соответственно с характером нации, её обычаями и традициями. Более того, в одну и ту же эпоху разные классы часто имеют совершенно различные этические представления, которые отражаются непосредственно в костюме. Так, например, глубокое декольте, характерное для женского костюма высших слоёв общества в XVII—XVIII вв., было неприемлемо для народного костюма. И наоборот, в народном костюме укороченная юбка являлась необходимостью, связанной с трудовым образом жизни, а в высших слоях такая юбка считалась неприличной.

Особое место в истории костюма занимает национальный костюм, хранителем традиций которого является народ. Народный костюм во все периоды, безусловно, воздействовал на костюм высших сословий и в то же время сам подчинялся влиянию господствующей моды (рис. 3.9, ж, з).

Костюм сочетает в себе не только собственно одежду, прикрывающую тело, но также причёску, обувь, головной убор, косметику и различные дополнения (перчатки, сумки, пояса, ювелирные украшения).

Особенно ценные источники для изучения костюма — это произведения искусства различных эпох и стилей: фрески на стенах, живописные портреты, жанровые картины, скульптуры. О костюмах прошлых эпох можно судить также по произведениям прикладного искусства: рисункам на фарфоре, расписным веерам, декоративным тканям, гобеленам, витражам, вышивкам.

Стиль (лат. stilus) — устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, выражающий её культуру, понятие красоты и отношение к окружающему миру. Стиль костюма определяет его силуэт. Силуэт — это внешнее очертание любого предмета или костюма. Он выражается соотношением линии плеча и формы рукавов к длине талии, а также к форме и длине юбки в женском костюме и панталон — в мужском.

Для точной характеристики силуэты сравнивают с различными геометрическими фигурами: овал, прямоугольник, трапеция, треугольник, а также с различными предметами: карандаш, колокол, песочные часы и др. (рис. 3.10).

 

 

Рис. 3.10. Силуэты:
а — прямой; б — трапеция; в — приталенный; г — полуприталенный

 

На протяжении нескольких веков складывался высокий авторитет модельеров в области искусства костюма. Художники по костюму умеют изображать и творить, опираясь на историю, богатую традициями народного декоративно-прикладного искусства. Именно это вызывает постоянный интерес к их творчеству и приносит успехи на международной арене.

Например, известный художник-модельер Надежда Ламанова получила Гран-при на выставке в Париже ещё в 1925 г. Вячеслав Зайцев создаёт не просто моду, а собственный стиль в одежде, остающийся актуальным в течение многих лет (рис. 3.11, г, д).

 

    

Рис. 3.11. Модели известных дизайнеров одежды:
а — Джанни Версаче; б — Джона Гальяно; в — Кристиана Диора; г,д — Вячеслава Зайцева

 

Великолепные коллекции из меха Ирины Крутиковой, сочетающие тонкий вкус, элегантность и декоративное начало, получили широкую известность не только в России, но и за рубежом. Творчество наших модельеров занимает достойное место в ряду таких крупных мастеров, как Фридерик Ворт, Поль Пуаре, Коко Шанель, Кристиан Диор, Пьер Карден, Ив Сен Лоран, Джанни Версаче (рис. 3.11, а—в).

 


Основные понятия и термины:

одежда, национальный костюм, мода, стиль, силуэт.

 

Вопросы и задания:

 

1. Под влиянием, каких условий происходят изменения в художественном образе одежды?

2. Из каких источников искусствоведы узнают об истории развития костюма?

3. Перечислите имена известных дизайнеров.

 

Задание

 

Используя Интернет и другие источники информации, подготовьте сообщение о стилях в одежде. Свой рассказ можете сопроводить компьютерной презентацией.

 Зрительные иллюзии в одежде

 


Что может приблизить внешний облик человека к идеалу?

 

Одежда является важным элементом восприятия человека человеком. Удачно подобранная одежда влияет на наше самосознание, самооценку, самочувствие, настроение и даже на судьбу.

Манера одеваться напрямую связана с особенностями личности и характером человека. Если сравнивать костюмы различных эпох, можно заметить, что мода меняется не только на платье, но и на идеал человеческого тела. История знает примеры преднамеренного изменения фигуры в угоду моде: бинтование груди и изменение величины талии путём удаления рёбер, вытягивание шеи надеванием большого количества колец, искусственное уменьшение размера ног специальными колодками, хирургическое вмешательство для изменения пропорций фигуры и лица. Каждая женщина хочет соответствовать модному идеалу, и в этом ей может помочь правильный подбор одежды.

 


Puc. 3.12. Условно пропорциональная фигура

 

На рисунке 3.12 изображена условно пропорциональная фигура, где за единицу измерения принят размер головы (модуль), равный 1/8 роста фигуры человека. Приблизить свой внешний облик к идеалу вам поможет умение сделать объективный анализ пропорций своей фигуры; правильно выбрать силуэт, пропорции, цвет одежды; использовать зрительные иллюзии при создании одежды (рис. 3.13—3.26). Знание этого материала позволит вам смоделировать одежду с учётом особенностей своей фигуры.

Создание одежды с учётом зрительных иллюзий. Зрительными иллюзиями называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. То есть оптический эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не соответствует реальности.

Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяют подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела. При этом можно использовать два абсолютно разных метода: подчёркивание достоинств фигуры или скрытие недостатков.

На рисунке 3.13 показаны модели одежды, зрительно изменяющие длину отрезка в зависимости от форм его концов. Если сопоставить равные отрезки а и б (см. рис. 3.13), то отрезок а зрительно кажется длиннее отрезка б за счёт разного оформления концов.

 

Рис. 3.13. Иллюзия изменения длины

 

Выбирая расположение полос на ткани в полоску (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос (рис. 3.14).

 

Рис. 3.14. Иллюзия изменения параллельности линий

 

При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными остриём вверх, сокращают ширину бёдер полной фигуры. Углы, направленные остриём вниз, наоборот, зрительно расширяют бёдра, даже если сделать вертикальную вставку посередине (рис. 3.15).

 

Рис. 3.15. Иллюзия изменения направления линий

 

C помощью светлых тонов зрительно увеличивают или приближают фигуру, а с помощью тёмных, наоборот, уменьшают или отдаляют фигуру.

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы, расположенные на тёмном фоне, кажутся больше, а тёмные на светлом фоне — меньше. На рисунке 3.16, а белый квадрат кажется значительно больше, чем чёрный квадрат такого же размера на белом фоне.

 

 
Рис. 3.16. Явление иррадиации

 

Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой ещё больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется ещё больше (рис. 3.16, б).

Пропорции фигуры зрительно можно изменить путём подбора рисунка ткани контрастных цветов (рис. 3.17).

 

Рис. 3.17. Иллюзия изменения формы

 

Для фигуры с длинным туловищем нельзя использовать одежду, удлиняющую верхнюю часть фигуры. Нежелательны облегающие платья с заниженной талией и удлинённые жакеты. Визуально фигуру сделает более пропорциональной членение горизонтальными линиями под линией груди и линия завышенной талии (рис. 3.18).

 

Рис. 3.18. Варианты одежды для изменения восприятия длинного туловища

 

Для фигур с коротким туловищем не следует выбирать одежду, акцентирующую линию талии. Для зрительного восприятия более пропорциональной фигуры желательно в одежде использовать прилегающий силуэт, вертикальные рельефные линии, заниженную линию талии (рис. 3.19).

 

Puc. 3.19. Изменение восприятия короткого туловища

 

На фигуре с длинной шеей хорошо смотрятся шарфы, высокие воротники-гольф, воротники с рюшами и жабо (рис. 3.20, а).

 

Рис. 3.20. Изменение восприятия фигуры:
а — с длинной шеей; б — с короткой шеей

 

На рисунке 3.20, б представлены модели одежды, позволяющие зрительно удлинить шею: глубокие вырезы, длинные шарфы, длинные бусы.

Маленькую грудь можно зрительно увеличить такими конструктивными элементами одежды, как различные драпировки, жабо и воланы, подрез под линией груди в сочетании с драпировкой (рис. 3.21).

 

Рис. 3.21. Варианты изменения восприятия фигуры с маленькой грудью


Полная фигура воспринимается более стройной при введении в конструкцию одежды вертикальных членений и удлинения составляющих элементов костюма — юбок, жакетов. Также изменяет восприятие фигуры введение цветового и графического решения костюма: вертикальные полосы, полоска с изменением угла, сочетание тёмных и светлых цветов (рис. 3.22).

 

Рис. 3.22. Изменение восприятия полной фигуры

 

Для зрительного изменения худой фигуры используют в одежде горизонтальные членения по линии талии или выше линии талии, а также все варианты увеличения объёма, такие как сборки, рюши, фалды и т. д. Hе рекомендуется носить удлинённую одежду прилегающего силуэта (рис. 3.23).

 

Рис. 3.23. Варианты одежды для изменения восприятия худой фигуры

 

Для зрительного уменьшения ширины плеч используют элементы, которые позволяют не акцентировать плечи. Например, объёмный воротник или шарф, пелерину и т. д. (рис. 3.24).

 

Рис. 3.24. Варианты одежды для изменения восприятия фигуры с широкими плечами

 

Для создания эффекта прямых расширенных плеч применяют специальные плечевые накладки — подплечики (рис. 3.25).

 

Рис. 3.25. Изменение восприятия покатых плеч плечевыми накладками

 

Для фигур с сутулой спиной рекомендуется одежда с такими элементами, как капюшон, большой драпированный воротник. Одежда с «летящей» спинкой также создаёт иллюзию стройной фигуры (рис. 3.26).

 

Рис. 3.26. Конструктивные элементы одежды для изменения восприятия сутулой спины

 

Вообще же в современной моде нет жёстких правил и ограничений. Талант и чувство стиля позволяют дизайнерам изобретать самые неожиданные комбинации, внося элемент игры, раскрепощения. Помните  только, что и всё остальное — аксессуары, причёска, походка, фигура — должно соответствовать задуманному образу и оправдывать его.

 


Основные понятия и термины:

зрительные иллюзии, явление иррадиации.

 

Вопросы и задания:

 

1. C помощью чего можно приблизить свой внешний вид к идеалу?

2. Влияет ли цветовое и графическое решение костюма на восприятие фигуры? Приведите примеры.

 

Задание

 

Найдите в Интернете модели одежды, учитывающие особенности вашей фигуры. Нарисуйте в рабочей тетради эскиз плечевого изделия на себя и сделайте описание модели в соответствии с индивидуальными особенностями вашей фигуры.