дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 03.03.2023

 

Третье марта

Классная работа

            Обособ­ленные уточняющие члены предложения

     I.            Посмотрите видеоурок https://youtu.be/BHuGNJQTeYc.

    II.            Изучите теорию пар.52 (с.181-183).

Запомните!

  Уточняющими называются члены предложения, которые уточняют, конкретизируют предшествующий член предложения и выполняют одинаковую с ним синтаксическую функцию.

   Одним из смысловых условий обособления второстепенных членов предложения является уточнение с помощью одних второстепенных членов значения других - чаще обстоятельств, реже дополнений.

Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.

Уточняющие члены обособляются в следующих случаях:

1) если они являются обстоятельствами места и времени, стоят после уточняемого слова:

Всюду, и вверху и внизу, пели жаворонки. (А. Чехов)
Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу. (М. Горький);

2) если они являются обстоятельствами или дополнениями с предлогами несмотря на, например, кроме, помимо, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, сверх и др.:

В тёмной дали ничего не было, кроме сверкающих огней. (А. Новиков-Прибой)

 III.  Закрепление изученного.

              1. Конструирование предложений. Собрать «рассыпавшиеся» предложения (записать в тетрадь).

1). Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2). Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

2. Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

 

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 6) Бегемот, или гиппопотам. 7) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

 3. В предложения ввести уточняющие члены (из справочного материала), дополненные предложения записать, правильно расставить знаки препинания.

1)    В 1618 году в среднем течении Хопра, …, появился казачий сторожевой городок.

2)    В начале 18 века городок был перенесен на более высокий берег и стал развиваться у обрыва, … , как говорили в старину.

3)    В северной части города, … , сохранилась церковь Покровская.

  Словосочетания для справок: на правом берегу, или у руба, то есть в районе озера Подпесочного.

 4.     Решите тесты в формате ОГЭ

А. Из данного предложения выпишите номера тех запятых, которыми выделяются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом.

 

Она отнесла меня на кровать,(1) и я долго лежал,(2) слушая ,(3) как они говорят,(4) и думая,(5) как бы мне передать свою необыкновенную тайну.

 

 Б. Из данного предложения выпишите номера тех запятых, которыми выделяется обособленное определение, выраженное причастным оборотом

 

И вот однажды,(1) когда мы только что легли, и умолкла сестра,(2) засыпавшая всегда в ту минуту,(3) когда она произносила последнее слово,(4) и наступила эта печальная тишина,(5) а потом завыл в трубе ветер,(6) я услышал,(7) что стучат в окно.

 

         5.     Выполните упр. 325 (1 – 4 предложение) в тетради.

         6.     Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/sifituxapu.