дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 12.01.23


                                                                                                                                                           12.01.23

                     Классная  работа

         Тема  Моральный выбор - это ответственнсть

 Вступление учителя: Правила морали – это идеальный образец поведения, а вот сам выбор конкретного поступка всегда остаётся за человеком, так как человек обладает свободой выбора, однако наличие свободы несет в себе условие – и это условие «нести ответственность за свой выбор». Не стоит забывать и о том, что при помощи морали общество всегда оценивает не только практические действия людей с позиции «добра» или «зла», «справедливости» и «несправедливости», но также и их мотивы, намерения, побу

 

 

Задание: прочитать «Ситуацию» на стр. 73 о фрагменте фильма А.Германа «Проверка на дорогах», подумать и ответить на вопрос «Как бы вы поступили на месте героев фильма? Что выбрать?» 

 

Работа с определением – записать в тетрадь )моральный выбор – выбор человеком своего морального (доброго или злого) отношения к чему-либо или кому-либо и действие в соответствии со своим выбором.

 

Объяснение учителем: Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека (на слайде транслируется схема «сознательная деятельность человека – свобода и деятельность»). Причем безграничной, абсолютной свободы быть не может, так как в обществе всегда действуют правила морали, правовые нормы и т.д. Человек, являясь членом общества, обязан считаться с этими закономерностями, об этом гласит «золотое правило морали»: не делай другому того, чего не желаешь себе. Если человек поступает свободно, значит, он проявляет свободу выбора, поэтому он в ответе и за последствия своего выбора. Таким образом, ответственность представляет собой неотъемлемую часть свободы. В свою же очередь регулятором ответственности является совесть. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу, контролирует проявление свободы совесть.

 

Работа с определениями – записать в тетрадь :

 -  свобода – возможность осуществления целенаправленной деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели;

- ответственность – осознание условий и поставленной цели, необходимости выбора способа действия для её осуществления.

 

1)      Подведение итогов.

Учащимся выдается задание – три ситуационные задачи, к которым им письменно в тетради нужно подобрать самостоятельно ответ (работа на оценку, 3 задания)

Задание 1. Клара и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уде куплены, но Вика сломала ногу. Клара очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Кларе не менять планов. Клара уехала на юг.

Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек.

Вика _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Клара ________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой совет можно дать каждой из подруг? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание2. В апреле 1986 года на Чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа. Многих трагических последствий можно было бы избежать, если бы власти вовремя проинформировали население и провели его эвакуацию. Вместо этого люди подвергались дополнительной  опасности, принимая в условиях повышенного радиационного фона участие в торжественных первомайских демонстрациях.

Прокомментируйте этот факт, используя понятия «долг», «совесть», «ответственность». ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

       «Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «всё дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится либо антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Ещё более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»…

       В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причём степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение – отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг – внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности – свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.»

(Т.В. Мишаткина, современный учёный)

1) Озаглавь текст _____________________________________________________________

2) Автор называет выбор между «можно» и «нельзя» одним из самых «острых и коварных». Почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2)      Домашнее задание: прочитать §9,выполнить задания  в уроке.