дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 10.03.2023

Десятое марта

Классная работа

        Александр Трифонович Твардовский. «Василий Тёркин» (главы из поэмы)

1.     Посмотрите видеоурок https://youtu.be/C-Z-WS9Gd9E.

2.       Актуализация опорных знаний.

1) Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?

2) Когда Твардовский написал поэму? 

3) О чем говорится в поэме? Каков замысел? (Книга о войне. Автор изображает её правдиво: какая она была, в каких условиях сражались бойцы. Поэт создал образ удачливого бойца для поднятия духа воинов).

4) Какова тема и идея поэмы? (Работа в тетради.)

   Тема - рассказ о буднях войны, о трудностях солдатской службы.

   Идея - показ героизма простых солдат.

5) Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава-самостоятельное произведение, всего их 30, но все они объединены главным героем - Василием Теркиным.)

6) Как вы думаете, Василий Теркин – это реальное лицо? Почему у него фамилия Теркин? Что она означает? Почему автор дал ему имя Василий? Что общего у автора с Теркиным? В каких войсках служил Теркин?

(Василий Теркин - это вымышленный, собирательный образ. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах и создал своего героя. Он служил в пехоте.)

7)    Каков главный герой? Охарактеризуйте его.

(Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени.) 

3.     Анализ глав поэмы по теме урока.

- Перейдём к анализу глав поэмы «Василий Тёркин». В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. Книга Твардовского отличается своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.

- Итак, начнём с главы «От автора».

- Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне?

 На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.


- Открываем следующую главу «На привале». О каком сабантуе на войне Тёркин ведёт речь?

1.     Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

- Это малый сабантуй.

 

2.     Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

 

3. - Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков...

 

Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

 

Повторить согласен снова:

Что не знаешь - не толкуй.

Сабантуй - одно лишь слово -

Сабантуй!..

- О горьких днях отступления Теркин – главный герой – рассказывает в главе «Перед боем». 

 

- Откроем главу «Переправа». О чём в ней говорится?

- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.

И столбом поставил воду

вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…

    - Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.

Глава «О войне». Найдите строки, выражающие отношение автора к войне.

Грянул год, пришёл черёд,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете…

 

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела - грудь на грудь,

Драка - значит, драка…

 Чтение и анализ главы «О награде

- Как построена эта глава?

- Как сочетаются в главе юмор и сатира?

- Каким выглядит Тёркин в монологе? (Простой, смешной, мечтает о любви, простом человеческом счастье, с тонким юмором представляет свое возвращение с медалью.)

-Для чего нужна ему медаль? (Чтобы произвести впечатление на девушек)

- Что общего у автора и Теркина? (Он из тех же мест, что и автор. Оба любят родину)

- Что значит родина для них? Какой рефрен включен в поэму? Почему?

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

( Судьба каждого человека, города, посёлка, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)

 

- Глава «Кто стрелял?»

 Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти. В какое время года легче всего умирать? А когда умирать совсем не хочется.

Лучше скажем наперед:
Если горько гибнуть летом,
Если осенью - не мед,
Если в зиму дрожь берет,
То весной, друзья, от этой
Подлой штуки - душу рвет…

- Как вы понимаете эти строки?

(Весна – время обновления, кажется, что жизнь только начинается, и умирать втройне обидно, чем в другое время года. А вообще – мысль автора о том, что умирать страшно в любое время года).

- Продолжаем идти дорогою войны по главам поэмы «Василий Тёркин». Откроем главу «Бой в болоте».

Найдите и зачитайте строки, подтверждающие, что бой действительно был изнурительный и тяжёлый:
    … В лесу, в кустах, в болоте,
         Где война стелила путь,
         Где вода была пехоте
        По колено, грязь по грудь,
        Где брели бойцы понуро,
        И, скользнув с бревна в ночи,
        Артиллерия тонула,
       Увязали тягачи…

       И в глуши, в бою безвестном,
       В сосняке, в кустах сырых
       Смертью праведной и честной
       Пали многие из них.


- Найдите строки, по которым можно понять, какой сейчас год на войне.

Этот бой в болоте диком
На втором году войны…

Лето 1942 года.

- Откроем главу «В наступлении».

По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год.

1. И уже обыкновенно
То, что минул целый год,
Точно день. Вот так, наверно,
И война, и все пройдет...

2. И дождался, слышит Теркин:
- Взвод! За Родину! Вперед!..
И хотя слова он эти -
Клич у смерти на краю -
Сотни раз читал в газете
И не раз слыхал в бою, -
В душу вновь они вступали
С одинаковою той
Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой…

- Какая основная мысль содержится в главе «Смерть и воин»?

(Русский солдат не сдаётся, несмотря ни на что. Шинель его вырубали лопатой из замёрзшей земли, а он был жив, он очень сильно хотел выжить…)

Глава «На Днепре». Вместе с автором, вместе с солдатами мы наступаем, освобождаем села и города, берём немца в плен. Зачитайте несколько строк.

К штабу на берег восточный
Плелся стежкой, стороной
Некий немец беспорточный,
Веселя народ честной…

- Сытый, черт!
Чистопородный.
- В плен спешит, как на привал...

- В главе «По дороге на Берлин» мы вместе с солдатами словно идём сквозь всю Европу, перед нами мелькают сёла, города, разные национальности.

На восток, сквозь дым и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа.
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят…

Вот Европа, а спасибо
Все по-русски говорят.
Он стоит, освободитель,
Набок шапка со звездой…

.На земле еще не русской -
Белый цвет родных берез.
Ах, как радостно и больно
Видеть их в краю ином!..

4.     Подведение итогов урока.

- Мысли о родине, пронизывающие всю поэму, так естественно сливаются с ее содержанием, что «Василий Теркин» может быть назван образцом подлинно народного произведения. Вся поэма пропитана сочным, здоровым солдатским юмором, светлой верой в победу.

- Но писатель предупреждает, что бодрый тон поэмы не должен вызвать ошибочного мнения, «что, мол, горе не беда», что победы легко доставались солдатам.

- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?

(Поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия Великой Отечественной войны).

- Какова роль поэмы в наше время?

(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).

5.     Подбор цитат на тему «Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин». Образец заполнения цитатной таблицы:

 

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин»

Василий Тёркин

крестьянин

солдат

гражданин

Сторона моя лесная,
Каждый кустик мне — родня.
Я пути такие знаю,
Что поди поймай меня!
Мне там каждая знакома
Бороздёнка под межой.
Я — смоленский. Я там дома.
Я там — свой, а он — чужой.
Глава «Генерал»

На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Тем путём идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьём кремнёвым
Русский труженик-солдат.
Глава «Переправа»

Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Глава «О герое»

    

    

    

Выводы:

6.    Дайте письменно развёрнутый ответ на вопрос: «Почему поэму «Василий Тёркин» можно назвать «энциклопедией Великой Отечественной войны»?

7.    Ответьте устно на вопросы 9-14, 1 на с.172 – 173.