Урок 10.03.2023
Десятое марта
Классная работа
Александр Трифонович Твардовский. «Василий Тёркин» (главы из поэмы)
1. Посмотрите видеоурок https://youtu.be/C-Z-WS9Gd9E.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Какой подзаголовок имеет это произведение? Почему?
2) Когда Твардовский написал поэму?
3) О чем говорится в поэме? Каков замысел? (Книга о войне. Автор изображает её правдиво: какая она была, в каких условиях сражались бойцы. Поэт создал образ удачливого бойца для поднятия духа воинов).
4) Какова тема и идея поэмы? (Работа в тетради.)
Тема - рассказ о буднях войны, о трудностях солдатской службы.
Идея - показ героизма простых солдат.
5) Что представляет собой каждая глава поэмы? (Каждая глава-самостоятельное произведение, всего их 30, но все они объединены главным героем - Василием Теркиным.)
6) Как вы думаете, Василий Теркин – это реальное лицо? Почему у него фамилия Теркин? Что она означает? Почему автор дал ему имя Василий? Что общего у автора с Теркиным? В каких войсках служил Теркин?
(Василий Теркин - это вымышленный, собирательный образ. Автор собрал самое лучшее, что было в советских солдатах и создал своего героя. Он служил в пехоте.)
7) Каков главный герой? Охарактеризуйте его.
(Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени.)
3. Анализ глав поэмы по теме урока.
- Перейдём к анализу глав поэмы «Василий Тёркин». В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов. Книга Твардовского отличается своей глубочайшей правдой о войне как суровом и трагическом – на пределе возможностей – испытании жизненных сил народа, страны, каждого человека.
- Итак, начнём с главы «От автора».
- Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне?
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
- Открываем следующую главу «На привале». О каком сабантуе на войне Тёркин ведёт речь?
1. Вот под первою бомбёжкой
Полежишь с охоты в лёжку,
Жив остался - не горюй:
- Это малый сабантуй.
2. Хуже, брат, как миномётный
Вдруг начнётся сабантуй.
Тот проймёт тебя поглубже, -
Землю-матушку целуй.
Но имей в виду, голубчик,
Это - средний сабантуй.
3. - Вот ты вышел спозаранку,
Глянул - в пот тебя и в дрожь;
Прут немецких тыща танков...
Лежишь в канаве,
А на сердце маята:
Вдруг как сослепу задавит, -
Ведь не видит ни черта.
Повторить согласен снова:
Что не знаешь - не толкуй.
Сабантуй - одно лишь слово -
Сабантуй!..
- О горьких днях отступления Теркин – главный герой – рассказывает в главе «Перед боем».
- Откроем главу «Переправа». О чём в ней говорится?
- Найдите строки о том, как война беспощадно глотает человеческие жизни.
И столбом поставил воду
вдруг снаряд. Понтоны - в ряд.
Густо было там народу –
Наших стриженых ребят…
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
- Поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.
- Глава «О войне». Найдите строки, выражающие отношение автора к войне.
Грянул год, пришёл черёд,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете…
На войне себя забудь,
Помни честь, однако,
Рвись до дела - грудь на грудь,
Драка - значит, драка…
Чтение и анализ главы «О награде
- Как построена эта глава?
- Как сочетаются в главе юмор и сатира?
- Каким выглядит Тёркин в монологе? (Простой, смешной, мечтает о любви, простом человеческом счастье, с тонким юмором представляет свое возвращение с медалью.)
-Для чего нужна ему медаль? (Чтобы произвести впечатление на девушек)
- Что общего у автора и Теркина? (Он из тех же мест, что и автор. Оба любят родину)
- Что значит родина для них? Какой рефрен включен в поэму? Почему?
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
( Судьба каждого человека, города, посёлка, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)
- Глава «Кто стрелял?»
Найдите строки, в которых автор рассуждает о смерти. В какое время года легче всего умирать? А когда умирать совсем не хочется.
Лучше скажем наперед:
Если горько гибнуть летом,
Если осенью - не мед,
Если в зиму дрожь берет,
То весной, друзья, от этой
Подлой штуки - душу рвет…
- Как вы понимаете эти строки?
(Весна – время обновления, кажется, что жизнь только начинается, и умирать втройне обидно, чем в другое время года. А вообще – мысль автора о том, что умирать страшно в любое время года).
- Продолжаем идти дорогою войны по главам поэмы «Василий Тёркин». Откроем главу «Бой в болоте».
Найдите и зачитайте строки, подтверждающие, что бой действительно был изнурительный и тяжёлый:
… В лесу, в кустах, в болоте,
Где война стелила путь,
Где вода была пехоте
По колено, грязь по грудь,
Где брели бойцы понуро,
И, скользнув с бревна в ночи,
Артиллерия тонула,
Увязали тягачи…
И в глуши, в бою безвестном,
В сосняке, в кустах сырых
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.
- Найдите строки, по которым можно понять, какой сейчас год на войне.
Этот бой в болоте диком
На втором году войны…
Лето 1942 года.
- Откроем главу «В наступлении».
По каким строчкам мы можем понять изменившееся настроение солдат на войне, о том, что наконец-то наступил перелом в войне и прошёл год.
1. И уже обыкновенно
То, что минул целый год,
Точно день. Вот так, наверно,
И война, и все пройдет...
2. И дождался, слышит Теркин:
- Взвод! За Родину! Вперед!..
И хотя слова он эти -
Клич у смерти на краю -
Сотни раз читал в газете
И не раз слыхал в бою, -
В душу вновь они вступали
С одинаковою той
Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой…
- Какая основная мысль содержится в главе «Смерть и воин»?
(Русский солдат не сдаётся, несмотря ни на что. Шинель его вырубали лопатой из замёрзшей земли, а он был жив, он очень сильно хотел выжить…)
- Глава «На Днепре». Вместе с автором, вместе с солдатами мы наступаем, освобождаем села и города, берём немца в плен. Зачитайте несколько строк.
К штабу на берег восточный
Плелся стежкой, стороной
Некий немец беспорточный,
Веселя народ честной…
- Сытый, черт!
Чистопородный.
- В плен спешит, как на привал...
- В главе «По дороге на Берлин» мы вместе с солдатами словно идём сквозь всю Европу, перед нами мелькают сёла, города, разные национальности.
На восток, сквозь дым и копоть,
Из одной тюрьмы глухой
По домам идет Европа.
Пух перин над ней пургой.
И на русского солдата
Брат француз, британец брат,
Брат поляк и все подряд
С дружбой будто виноватой,
Но сердечною глядят…
…Вот Европа, а спасибо
Все по-русски говорят.
Он стоит, освободитель,
Набок шапка со звездой…
….На земле еще не русской -
Белый цвет родных берез.
Ах, как радостно и больно
Видеть их в краю ином!..
4. Подведение итогов урока.
- Мысли о родине, пронизывающие всю поэму, так естественно сливаются с ее содержанием, что «Василий Теркин» может быть назван образцом подлинно народного произведения. Вся поэма пропитана сочным, здоровым солдатским юмором, светлой верой в победу.
- Но писатель предупреждает, что бодрый тон поэмы не должен вызвать ошибочного мнения, «что, мол, горе не беда», что победы легко доставались солдатам.
- Какой вывод по сегодняшнему уроку вы можете сделать?
(Поэма «Василий Тёркин» - энциклопедия Великой Отечественной войны).
- Какова роль поэмы в наше время?
(Мы не должны забывать подвига наших дедов и прадедов во имя нашей Родины).
5. Подбор цитат на тему «Василий Тёркин: крестьянин, солдат, гражданин». Образец заполнения цитатной таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА |
||
Василий Тёркин |
||
крестьянин |
солдат |
гражданин |
Сторона моя лесная, |
На войне живут бойцы, |
Мне не надо, братцы, ордена, |
|
|
|
Выводы: |
6. Дайте письменно развёрнутый ответ на вопрос: «Почему поэму «Василий Тёркин» можно назвать «энциклопедией Великой Отечественной войны»?
7. Ответьте устно на вопросы 9-14, 1 на с.172 – 173.