дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 01.03.2023

                                                 Первое марта

                                               Классная работа

 «Собачье сердце». Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Смысл названия произведения

1.     Посмотрите видеоурок https://youtu.be/ZakzFTRglmY.

2.     Работа по теме урока.

·        Когда повесть была написана? (В 1925 г). Сразу ли напечатана? (Только в 1987 г).

·        Вы знакомы с содержанием повести. Можно ли сказать, почему повесть была запрещена к публикации?

·        Что лежит в основе сюжета? (Научный эксперимент). Какой? В чем его суть?

·     Только ли о научном эксперименте идет речь? Можно ли сказать, что слово “эксперимент” приобретает символическое значение?

·       Случайно ли темой произведения стал эксперимент?

   Повесть М.А. Булгакова прозвучала очень своевременно, стала отражением умонастроений целого ряда деятелей науки и культуры, почувствовавших тревогу в связи с происходившими в России переменами. Что же волновало самого писателя?

 

 

М. Булгаков «Собачье сердце»

1.Дата написания произведения

1925 г. (действие начинается в декабре 1924 г.)

2. Замысел автора

осмысление и оценка первых результатов революционных преобразований (7 лет!)

*Какая оценка дана?

3. Образы

а). Вьюга, метель, снег

Нечто неизбежное и враждебное. Символ разрушения.

(“Вьюга в подворотне ревет… отходную”, “ведьма – сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню…задушила слова и замела пса”, “… на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала”, “вьюга захлопала из ружья над головой”, “гражданин уверенно пересек в столбе метели улицу…”)

(Герой Булгакова пересекает улицу и уходит в Дом.)

б). Представитель старого мира (господин)

Господин в шубе – “именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее – господин”.

Чувствует себя уверенно.

*Как определил это Шарик?

в). Собака

Шарик – обиженный (“обожженный”) революцией, пролетарием. Помнит лучшие старые времена, дает точные оценки переменам и т.д. Повесть начинается с монолога собаки!

Слово “паршивый”, сказанное Зиной, вызывает неудовольствие профессора.

г). Плакат

“Возможно ли омоложение?” - тоже примета времени.



Проблематика произведения

1.     Революция или эволюция как путь развития человечества.

2.     Роль интеллигенции в обществе.

3.     Проблема террора как способа управления людьми.

4.     Проблема сохранения культуры во время революционных преобразований.

5.     Место культуры в системе общественных ценностей.

6.     Ответственность человека за результаты своей деятельности.

7.     Человек и власть (власть для человека или человек для власти) и т.д.

Тема воинствующего невежества

- Кто идеологический враг профессора Преображенского?

- Почему Швондер так нагло ведет себя в разговоре с профессором?

- Что собака думала о Швондере, наблюдая события, происходящие в квартире Преображенского?

- Как Шариков относится к Швондеру? Близок по духу или нет?

- Конфликт все более нарастает. C кем спорит профессор? Зачитайте слова Преображенского о разрухе. Согласны ли вы с этим, аргументируйте свой ответ.

Тему воинствующего невежества затрагивали и другие современники М.А. Булгакова. Например, Владимир Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». У героев завышенная самооценка не по заслугам. Персонажей характеризует речь. Какова речь Швондера и Филиппа Филипповича?

- Шариковы размножаются и достигают «степеней известных» и становятся явлением новой жизни, ее сутью. Cогласны ли вы с мнением, что такие люди, как Шариков нуждаются в хозяине? Почему Шариков выбрал себе в качестве хозяина Швондера, а не Преображенского, по отношению к которому ведет себя с все более нарастающей наглостью?

- Кто же способствовал порождению шариковых?

- В чем же суть шариковщины? Найдите доказательства в тексте повести.

   У Шарикова, к сожалению и профессора, и автора, и читателей, не собачье, а человеческое сердце. У профессора и Шарикова разные понятия о жизни. Шариков перенес всю злость собаки и пьяницы в сферу человеческой жизни. Кто же создал его? В.М. Акимов пишет: «Шариков – продукт, нечто вторичное, произведенное от какого-то другого, куда более страшного процесса. У Шарикова не один создатель, а, по крайней мере, два. Cоавторами Шарикова стали такие антагонисты, как «аристократ духа» Преображенский и люмпен-демагог Швондер. Если бы один не создал «биоробота», другой не вложил бы в него свою классовую программу».

- Где же кульминация? Кто победил в этом поединке?

   В книге побеждает интеллигенция в лице профессора Преображенского. А как было на самом деле? Что предполагал автор?

- По каким признакам можно узнать шариковых?

- Где помещается развязка? В чем суть эпилога? Зачитаем выразительно по ролям (автор и собака) о чем думает Шарик после операции. Что это? Очередная загадка автора: безродный пес и мысли о благородном происхождении, то есть человек начинает думать о себе не по заслугам.

Выводы.

- Против чего направлена сатира Булгакова?

- В чем особенность булгаковского повествования?

- У кого из классиков русской литературы мы видели удивительное переплетение реальности и фантастики?

- Скажите, кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

1)     Шариков - безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность.

2)     Он является воплощением общества, в котором отсутствуют стойкие моральные установки.

3)    Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, полученные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»

   Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает в трагические тона.

    Это произведение - яркий пример острой политической сатиры. Шариков - аллегорический образ обыкновенного люмпен-пролетария, который, получив неожиданно большое количество прав и свобод, начинает вести себя эгоистично и нагло.

- Каков же итог повести?

  •    Профессору удалось обратное превращение человека-монстра в собаку. Но в реальной жизни это невозможно, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени.
  •    Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства»!
  •   Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности учёного за право на эксперимент. Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.
  •      Только постепенное приобщение к культуре, самосовершенствование человечества, по мысли Булгакова,-  залог прогресса человеческого обществаРеволюционным путем, путем террора здоровое общество не построить!

 

3.     Продолжите предложение (в тетради): «Шариковщина – это символ…»