дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Разговоры о важном 27.03.2023

                                   День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского

      Сегодняшний наш разговор посвящен Всемирному дню театра, который отмечается 27 марта.   

- Друзья, скажите, а зачем мы ходим в театр и почему мы иногда так любим играть в театре сами? 

   Наверное, кто-то находит в театре ответы на сложные жизненные вопросы, кто-то приобретает новые знания, кто-то переживает сильные эмоции, а кто-то просто получает эстетическое удовольствие… Но совершенно точно театр заставляет всех нас думать и сопереживать. Современный театр — это разнообразие жанров и синтез самых разных видов искусства: музыки, хореографии, литературы, живописи.

   Предлагаю посмотреть видеообращения Владимира Львовича Машкова – художественного руководителя Московского театра Олега Табакова и Евгения Владимировича Князева – ректора Театрального института имени Бориса Щукина.

            https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/video/theatre-dop.mp4

   Друзья, реформатором русского театра был Константин Сергеевич Станиславский. Без него сложно представить себе современный театр. В этом году мы празднуем юбилей этого выдающегося человека, реформатора театра, актера, режиссера и педагога.

- Что вы слышали о Станиславском? Чем он знаменит? Почему его ценят во всем мире?

  Константин Сергеевич создал знаменитую на весь мир актерскую систему, на принципах которой до сих пор основывается методика подготовки актеров в театральных вузах.

   Давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается о выдающемся русском мастере театрального искусства Константине Сергеевиче Станиславском.

Разговоры о важном - День театра. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского (edsoo.ru)

   Константин Сергеевич создал свою знаменитую «систему». Простыми словами, это метод обучения актера, который позволяет достоверно играть, или «проживать», роль. То есть существовать так, чтобы зритель верил мыслям, чувствам, поступкам персонажа. Станиславский первый проанализировал и разделил два противоположных метода сценической игры. Они получили названия: «искусство представления» и «искусство переживания».

Первый метод сосредоточен на форме, внешнем воспроизведении жизненных процессов. Второй стремится к воспроизведению психологии или внутренней жизни персонажа.

   Я прошу вас рассмеяться, как умеете.

   У кого-то это получилось более похоже, у кого-то менее похоже на настоящую веселость. Но если каждый из вас будет технически отрабатывать смех, то рано или поздно вы сумеете безукоризненно искусно смеяться по щелчку. Это и есть «искусство представления».

  Искусство представления – это отточенный навык, чувство, пережитое ранее и отшлифованное до совершенства, заученная форма. Актер ее воспроизводит на сцене. Актер живет на сцене повторными чувствами, реализуя их через специальные актерские техники.

   А вот для «искусства переживания» просто смеха мало. Тут важно, чтобы на самом деле стало смешно! Понимаете? Необходимо увлечь себя той ситуацией, в которую попадет персонаж, или тем разговором, в котором он принимает участие. Понять юмор ситуации и по-настоящему почувствовать веселье!

  Искусство переживания – умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции персонажа и воссоздать их подлинную сущность как во время самостоятельной работы и репетиций, так и в ходе спектакля. Актер каждый раз испытывает настоящие чувства, находит внутреннюю мотивацию и объяснение действий своего персонажа и «переживает» их «здесь и сейчас».

   Есть разные актерские упражнения, которые помогают справиться с такой непростой психологической задачей. Эти упражнения и предложил Константин Сергеевич в своей системе.

- Как вы думаете, это легко сделать? Какие качества необходимо в себе развивать актеру, чтобы добиться желаемого эффекта?

   Внимание к деталям, играет немаловажную роль в театральном искусстве. Внимание – базовый элемент актерской техники. Ведь именно с помощью внимания актер может управлять как своими внутренними процессами, так и внешней ситуацией – общаться с партнерами, учитывать все нюансы театральной действительности: декорации, реквизит, свет, звук.

   В жизни внимание и внимательность не менее важны. Давайте выполним следующее упражнение.

Работа с интерактивным заданием 1. «Живые картинки».

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/theatre-1111/index.html?back_url=/topic/44/grade/89/

Работа с интерактивным заданием 2. «Веселые загадки».

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/theatre-89-2/index.html?back_url=/topic/44/grade/89/

- Как вы считаете, какую роль играет внимание и внимательность в жизни человека, не связанного с театральным искусством?

- Нужно ли развивать в себе эти качества?

- Для людей каких профессий эти качества являются также важными и полезными?

   Не менее важным для искусства, для актера является воображение. (Главный материал актерского искусства – действие, поэтому для актера фантазировать – значит внутренне проигрывать. Воображая, актер не вне себя рисует предмет своего воображения (как, например, живописец), а самого себя ощущает действующим в качестве образа.)

- Как вы считаете, какую роль играет фантазия и воображение в жизни людей, не связанных с театральным искусством?

- Нужно ли развивать в себе эти качества?

- Для людей каких еще профессий эти качества являются важными и полезными?

   Будучи не только педагогом, но и театральным режиссером, Станиславский всегда требовал от актеров простоты, естественности, жизненной правды, перевоплощения в образ героя. Жизнь актера на сцене, по мнению Станиславского, должна быть без малейшего намека на фальшь и притворство. Во время спектакля зритель должен забыть, что он находится в театре, верить и сопереживать всему, что он видит на сцене.

   Если же актер не овладевал мастерством правдоподобности игры, его работа оценивалась знаменитым высказываем Станиславского: «Не верю!».А еще Станиславским был предложен термин, который теперь широко используется в сценическом искусстве – «сверхзадача». Как вы это понимаете?

   На самом деле, сверхзадача – это высшая цель, ради которой создается спектакль. Ведь самая простая и очевидная цель театра – это рассказ истории, когда-то написанной автором. Станиславский настаивал на том, что актер и режиссер не должны быть просто «передатчиками информации», марионетками. Они должны вкладывать в создаваемый спектакль свой личный смысл, ради которого им будет интересно работать.

   То есть, создавая роль Гамлета, артисту нужно не только рассказать о том, как принц мстит за убитого отца-короля. С помощью своей игры актер может рассказать о духовности, о высшем чувстве справедливости, которое сильнее страха смерти, о важности принятия решений… Да мало ли еще о чем. В этом и будет его актерская личная сверхзадача. Иными словами, это цель, к которой стремится актер. Он задает себе вопрос: для чего я сегодня выхожу на сцену, что хочу сказать зрителю, чем мечтаю поделиться.

   Как вы думаете, только ли к театру относится система Станиславского? Можно ли ее использовать не только для игры в театре и кино, но и для жизни? Приведите примеры. Как это может пригодиться вам, школьникам? При выполнении каких школьных заданий, на каких предметах?

Заключение.

   Театр – это особый мир искусства, в котором мы получаем уроки художественной красоты, где мы переживаем глубокие чувства, задумываемся о смысле жизни. Посещать театры, смотреть захватывающие постановки, видеть игру гениальных актеров, разбираться в тонкостях театрального искусства – это всегда интересно, это делает богаче наш духовный мир. Но еще интереснее – попробовать сыграть самим, поставить свою постановку: в школьном театральном кружке или даже в классе. И это совсем несложно. Стоит только начать. И для этого в нашей стране создано много возможностей.

   Наш разговор хочу закончить еще одной фразой К. С. Станиславского: «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».

Презентация. (edsoo.ru)