дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 10.02.2023

    Десятое февраля

      Классная работа

                         Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»

1.     Изучите с. 142 – 144 учебника.

2.     История написания стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…».

   До сегодняшнего дня остаётся открытым вопрос, в каком году было написано произведение. Большинство литераторов склонны относить его к 1855 году. Но многие считают, что это 1856 год, в котором сразу же и увидело оно свет в журнале «Современник».

   В это время шла Крымская война и многие представители русского дворянства принимали в ней участие. Так находился на передовой, молодой талантливый автор, Лев Николаевич Толстой. Несмотря на ужасы и тяготы осады, командуя батареей, он находил время для написания своих рассказов.

   Во втором номере этого журнала за 1856 г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севастопольских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой неслучайно. В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственно участие. В основу «Севастопольских рассказов» положены подлинные факты и события, которые Толстой наблюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.

  Николай Алексеевич имел своё мнение о солдатской судьбе. Отец его был военным. Сам он провёл своё детство вблизи с крестьянскими семьями и знал, что из их имения постоянно забирали солдат на службу. Законодательно отдавать долг отечеству мужчины должны были 25 лет. Ведь Россия постоянно принимала участие в военных компаниях. И далеко не все возвращались домой.

   В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бедные старушки, затерянные в неведомых уголках обширной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне!..»

   Так, под влиянием напряжённой военной обстановки, появилось это стихотворение.

   Под впечатлением событий Крымской войны и рассказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» " А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны...». Впервые оно было опубликовано в 1856 году во 2-м номере журнала «Современник».

3.     Прослушайте актерское чтение этого стихотворения https://youtu.be/MROpyNysiPA.

Николай Некрасов

Внимая ужасам войны…

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слёзы —

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

4.     Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны…» (Работа в тетради: запишите выделенное.)

   Итак, под впечатлением событий Крымской войны и событий, описанных Толстым в «Севастопольских рассказах», Некрасов пишет свое бессмертное стихотворение «Внимая ужасам войны…» Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае говорят: нулевое заглавие.

   Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в отличие от интонации незавершенности при выразительном чтении первой строфы.

   История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания: 1855 г. и 1856 г.

- Какова же тема стихотворения, о чем оно? (о горе матери, потерявшей на войне сына) Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.

- Что вы можете сказать о композиционном построении стихотворения? (оно не разделено на части)

   Композиция. Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.

    Жанр – элегия.

    ЭЛЕГИЯ — стихотворение с характером задумчивой грусти.

    В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать.

  О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

    Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.

 - Прочитайте 1 строфу вслух. О чем в ней говорится? 

  Попытаемся разобраться. Будем предельно внимательны к слову. Попробуем немного изменить построение предложения: переставим частицу «не»: мне не жаль друга, мне не жаль жены, мне не жаль самого героя (такое построение означает отсутствие чувства жалости вообще), а у поэта другое построение: «мне жаль не друга, не жены, мне жаль не самого героя». Сравните смысл высказывания, что же хотел сказать поэт? (т.е. кого-то все-таки жаль)

- Почему поэту жаль кого-то другого? Найдите ответ на вопрос, прочитав из 2 строфы следующие строки :

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет…

- Каким видится поэту современный мир? (лицемерным, пошлым, прозаичным)

- Неужели все в мире неискренне и лживо? Есть ли у поэта ответ? (Да, есть. Искренними, честными являются слезы матерей.)

Подтвердите ответ словами текста («Одни я в мире подсмотрел святые, искренние слезы…) 

   Искренние слезы напоказ не выставляются, их не каждому дано видеть, их можно заметить, внимательно наблюдая, поэт использует слово «подсмотрел».

- Какие средства художественной выразительности помогли поэту раскрыть тему, идею и свою позицию?

   Метафоры – «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива».

   Эпитеты – «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива».

   Сравнения – «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

   Обобщение: написанное более 150 лет назад, стихотворение Некрасова звучит и сегодня злободневно, современно. Оно как привет поэта из века ушедшего веку идущему и напоминание о том, что война- это ужас, это горе, это то, что не должно повториться!

   Своим глубоким содержанием стихотворение привлекло внимание композиторов. Оно 8 раз положено на музыку.

5.     Изучите с. 140 – 141 учебника.

6.     Выразительно прочитайте стихотворение Ф. Тютчева "Русской женщине"

 

    Ф. Тютчев

Русской женщине

Вдали от солнца и природы,

Вдали от света и искусства,

Вдали от жизни и любви

Мелькнут твои младые годы,

Живые помертвеют чувства,

Мечты развеются твои…

 

И жизнь твоя пройдет незрима,

В краю безлюдном, безымянном,

На незамеченной земле, –

Как исчезает облак дыма

На небе тусклом и туманном,

В осенней беспредельной мгле…

7.     Анализ стихотворения. (Работа в тетради: запишите выделенное.)

   Год написания стихотворения "Русской женщине" точно не установлен, предполагается, что это 1848 или 1849, ведь свет оно увидело практически сразу - в 1850 году, будучи напечатанным в «Киевлянине».

   Оно относится к высокому стилю и по жанру является элегией.

   Темой произведения является собирательный образ русской женщины. Автор пытается донести до нас всю тяжесть жизни простой крестьянки. У русских женщин в те времена была трудная судьба. Вся их жизнь состояла из отсутствия возможностей, радостей и положительных эмоций.

  Тема сопряжена с идеей жертвенности, самоотречения – пренебрегая собственными интересами, положив личную свободу на алтарь семьи, «вдали от света и искусства» не живет она, а влачит жалкое существование.

  Композицию произведения можно назвать упрощенной – кульминационный блок опущен, и экспозиция плавно перетекает в развязку .

   Лирическим героем стихотворения является крестьянка с тяжелой судьбой. Ее жизнь проходит незаметно и бесполезно. Также присутствует тайный герой – лирическое «я». Он не критикует образ жизни русской женщины, а выражает сострадание и сожаление.

  В произведении присутствует аллюзия на биографию автора. Ф.И. Тютчев любил и уважал женщин, считал их «божественными созданиями», поэтому он использовал представительницу прекрасного пола в качестве лирического героя своего творения.

   Художественные средства: ассонанс (повторение «а» в первой строфе, «е» во второй) и аллитерации (повторение «д», «т» на протяжении всего стихотворения).

   В произведении преобладают существительные («от солнца и природы», «мечты»). Автор использует их для подробного описания жизни русской женщины. Также в стихотворении присутствуют тропы: эпитеты («живые чувства», «на незамеченной земле»), сравнение («как исчезает облак дыма»), метафора («исчезает … в осенней беспредельной мгле»).

   Автор использует стилистические фигуры языка:

   анафору («Вдали от солнца и природы,/ Вдали от света и искусства,/ Вдали от жизни и любви»), оксюморон («живые помертвеют чувства»),

   градацию («в краю безлюдном, безымянном»).

   Размер стихотворения – четырехстопный ямб.

   Рифма – женская чередуется с мужской.

   Рифмовка – кольцевая.

   Финал этой незримой ничтожной жизни поэт подчеркивает при помощи эпитетов (безлюдный, безымянный, тусклый, туманный), сравнения («как исчезает облак дыма»), оксюморона («живые помертвеют чувства»).

   В финале образ осенней беспредельной мглы усиливает ощущение бесцельности существования человека вообще, незавидный характер женской доли в России в частности.

8.     Домашнее задание. Выучить  1 стихотворение наизусть (по выбору).