дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 03.02.2023

Третье февраля

Классная работа

           Михаил Михайлович Пришвин. «Голубая стрекоза»

1.     Ознакомьтесь с биографией писателя на с. 134 – 135.

2.     Выразительно прочитайте рассказ «Голубая стрекоза» (с. 135 – 137 учебника).

3.     Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ? Озаглавьте словами текста (цитатами) эти части и по каждой части составьте в тетради развернутый цитатный план.

4.     Художественный анализ произведения.

- Друзья, о чем это произведение? Какова его тема? (О войне, о том, как спасали раненых на войне)

- От какого лица ведется повествование? Для чего автор избрал такой композиционный прием? (Повествование ведется от 1-го лица, чтобы читатели поверили в достоверность описываемых событий)

- Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? (Последовательность не нарушается. Это признак линейного сюжета, новое понятие для вас, запишите.

- На какие условные части можно разделить рассказ? (На 2 части. В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего раненого).

- Ребята, для чего вы составляли план? Что в нем отражается? (Микротемы рассказа.)

- Чтобы осмыслить, раскрыть роль рассказчика, давайте выразительно проанализируем первую часть.  Проследим, как развивается характер главного героя, постепенное «погружение» его в ситуацию войны. Что, попав на фронт, поначалу чувствует рассказчик? Доволен ли он собой? (Неудовлетворенность, «личную ненужность», не до конца понимает, что такое война.)

- Какие художественные средства помогают автору передать это душевное состояние? («Шел по дороге навстречу войне», «поигрывал со смертью» - метафоры, «пуля пчелкой жужжала» - сравнение, - все говорит о том, что герой не понимает, насколько опасно находиться на фронте. С помощью этих выразительных средств рассказчик описывает собственные ощущении.)

- Какова роль такого персонажа, как Максим Максимович? Прочитайте описание его внешности. 

 - Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? (Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан.)

-  В каких словах Максима Максимовича содержится прямая оценка поведения рассказчика? («Писатель вы такой-рассякой» («такой-рассякой» - просторечное выражение, оно употребляется только в разговорной речи). Не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?" - в словах Максима Максимовича читатель, как и главный герой, слышит осуждение, неодобрение.)

- Итак, война, участники войны учат героя - повествователя, помогают осознать, найти свое место на войне. Шаг за шагом в нем происходят изменения.

- Прочитайте предложение, в котором указываются эти изменения в герое. ("Я поднимал людей…» до слов: «не только писатель».)

- В рассказе «Голубая стрекоза» есть раненые, потому что без них война немыслима. Прочтите описание внешности раненого бойца, найдите выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему. Для чего повторяется слово мальчик? Какие чувства вызывает описание? (Автор подчеркивает, что умирающий почти ребенок. Описание вызывает жалость и сострадание: «блестящие глаза», «почти мальчик» «с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души», «умирающий мальчик», «бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу».)

- Несколько раз в тексте повторяется слово «борьба» («выражая сильную борьбу», «борьба закончилась», «возникла новая борьба»). Для чего? (Чтобы показать невыносимые страдания, которые терпит на войне этот мальчик.)

- Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? (Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции.)

 

- Какие выразительные средства использует автор, создавая пейзажную зарисовку? Их функция? («Струйки ручья …пели» (олицетворение), «обычную прекрасную песенку» - эпитет, «вода – эти глаза земли остаются светлыми», «эти глаза как будто видят во тьме» - метафоры. Эти выразительные средства помогают передать мысль автора о том, что в природе все прекрасно. Покой, чистота. Природа не обманывает, она помогает человеку. Забываешь, что идет война, льется кровь.)

- А теперь представьте, на фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? (Они противопоставлены, автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда.)

- Как вы думаете, кто или что помогли спасти раненого? (В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала. Помогли его душевная чуткость, внимание к умирающему, желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью. С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его.)

- Чем голубая стрекоза была для раненого? (Частичкой детства, родного дома, мира.)

- Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? (Улыбка, улыбнулся.)

- Можно ли считать этот образ символичным? Если да, то символом чего воспринимается нами «голубая стрекоза»? (Символ мира, детства, милосердия. Через него автор передает свое отношение к войне)

- Как же относится автор к войне? (Учащиеся говорят о негативном отношении М. Пришвина к войне, он осуждает войну, всем произведением показывая, что понятия природа и смерть, человек и война несовместимы.)

5.     Подведение итогов урока. Рефлексия

- Для чего на ваш взгляд, Пришвин создал такой рассказ в 1941 году, в то время, когда шла война? (Пришвин осудил войну, сказал ей решительное «нет»)

 Своим небольшим произведением М. Пришвин воспитывает чувство причастности к природе, чувство особой ответственности перед ней на Земле, где человек выступает не только созидательно, но и нередко, к сожалению, разрушительно.

6.     Домашнее задание. 

    1. Пересказ рассказа «Голубая стрекоза».

     2. Ответьте на вопросы рубрики "Размышляем над прочитанным" на с. 137 - 138 (вопрос 7 - письменно).