Урок 10.03.2023
Десятое марта
Классная работа
Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева»
1. Слово учителя.
Рассказ «Джинн Сева» впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 2017 году. Его автор – детский писатель Анна Игнатова, дебютировала в 2011 году с книгой стихотворений «О слонах, троллейбусах и принцах». Уже в 2012 она стала лауреатом конкурса имени Ренаты Мухи, а в 2013 – финалистом Детской международной премии В.П. Крапивина.
2. Изучите материалы рубрики «Литературные имена России» на с. 165 – 166.
3. Прочитайте рассказ А. С. Игнатовой «Джинн Сева» (с. 166 - 182).
4. Работа над идейно-художественным анализом произведения.
Беседа.
- Присутствует ли ореол таинственности, страха в рассказе? (Таинственности – да, страха – нет, скорее наоборот, зло выступает весёлым и обаятельным)
- Что вы знаете об этом мифическом персонаже? (Этот герой всегда должен исполнять желания.)
- Что хотели бы узнать сегодня на уроке в связи с прочитанным рассказом? (Смысл образа джинна в рассказе.)
- У Пушкина есть очень точные слова, в которых наши тема и цель находят отражение: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Что в рассказе вам показалось странным, непонятным, загадочным?
(1) Самая загадочная фигура в тексте, конечно же, сам джинн, который вовсе не злой, а смешной. Почему автор нарушает общепринятую традицию в изображении сил зла?
2) Джинн странно исполнял желания Виктории, по сути ни одно её желание так и не исполнилось. Почему?
3) Необычное построение рассказа, почему-то у него нет традиционного зачина, открытый финал, осталось непонятным, встретится ли героиня ещё раз с джинном? Произведение похоже на сказку, но сочетает в себе реалии действительности. Зачем автор обращается к вымыслу, только ли для привлечения внимания к тексту?
4) В рассказе очень много смешных мест. Обычно, где много таинственного, не до смеха. Какую роль тогда играет юмор в этом рассказе?)
- Почему джинн не страшный, а смешной? Почему же исполнение желаний не принесло радости Виктории? Давайте попытаемся разобраться.
- Кто ключевая фигура в тексте? Почему? (Заглавие рассказа)
- Попробуем собрать на него досье, чтобы найти ответы на вопросы. Когда нам нужно очень кого-то хорошо узнать, на что мы обращаем внимание?
Задания.
1) Определите по толковому или этимологическому словарю лексическое значение слова «джинн». Соотнесите данное значение с образом джинна Севы. Что совпадает в этих характеристиках и в чём отличие?
2) Найдите в словаре слово «прототип», определите его значение. Подумайте, каких героев можно назвать литературными прототипами джинна Севы. Почему?
3) Найдите в тексте портрет героя. Чем он отличается от традиционных героев? Как джинн объясняет своё необычное имя?
4) Эпизод встречи с Викторией. Что необычного в поступках героя вы увидели? Как к нему относится героиня?
5) Почему джинн Сева очень избирательно берётся за исполнение желаний? Всем ли он помогает? Чем руководствуется в своём выборе?
6) Обратите внимание на речь героя. Как она характеризует джинна?
7) Как к Севе относится Виктория? Как оно меняется по мере узнавания героя?
5. Итоги урока.
Джинн Сева – весёлый и обаятельный персонаж. Но смеяться можно по-разному. Приведите примеры смешных фраз, ситуаций в рассказе. Какой смех в рассказе и какова его роль?
Вывод. В рассказе добрый смех, юмор джинна Севы – средство его характеристики. Джинн – остроумный, за словом в карман не полезет; он интересный собеседник. С помощью доброго юмора он разряжает обстановку; ненавязчиво помогает Виктории понять смысл своих поступков, настоящие и мнимые ценности. В этом и заключается смысл этого образа. Что же он помог осознать Виктории?
Расскажите о желании героини. Почему его исполнение не приносит радости Виктории? Это проделки джинна или сама девочка виновата?
6. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы в тетради:
1) Почему для своего произведения автор выбирает жанр – сказку?
2) В чём необычность этой сказочной истории?
3) Какие уроки из этой сказочной истории извлекла для себя героиня?