дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 10.03.2023

Десятое марта

Классная работа

Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова. «Джинн Сева»

1.     Слово учителя.

   Рассказ «Джинн Сева» впервые был опубликован в журнале «Октябрь» в 2017 году. Его автор – детский писатель Анна Игнатова, дебютировала в 2011 году с книгой стихотворений «О слонах, троллейбусах и принцах». Уже в 2012 она стала лауреатом конкурса имени Ренаты Мухи, а в 2013 – финалистом Детской международной премии В.П. Крапивина.

2.     Изучите материалы рубрики «Литературные имена России» на с.  165 – 166.

3.     Прочитайте рассказ А. С. Игнатовой «Джинн Сева» (с. 166 - 182).

4.     Работа над идейно-художественным анализом произведения.

Беседа.

- Присутствует ли ореол таинственности, страха в рассказе? (Таинственности – да, страха – нет, скорее наоборот, зло выступает весёлым и обаятельным)

- Что вы знаете об этом мифическом персонаже? (Этот герой всегда должен исполнять желания.)

- Что хотели бы узнать сегодня на уроке в связи с прочитанным рассказом? (Смысл образа джинна в рассказе.)

- У Пушкина есть очень точные слова, в которых наши тема и цель находят отражение: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу». Что в рассказе вам показалось странным, непонятным, загадочным?

(1) Самая загадочная фигура в тексте, конечно же, сам джинн, который вовсе не злой, а смешной. Почему автор нарушает общепринятую традицию в изображении сил зла?

 2) Джинн странно исполнял желания Виктории, по сути ни одно её желание так и не исполнилось. Почему?

3) Необычное построение рассказа, почему-то у него нет традиционного зачина, открытый финал, осталось непонятным, встретится ли героиня ещё раз с джинном? Произведение похоже на сказку, но сочетает в себе реалии действительности. Зачем автор обращается к вымыслу, только ли для привлечения внимания к тексту?

4)  В рассказе очень много смешных мест. Обычно, где много таинственного, не до смеха. Какую роль тогда играет юмор в этом рассказе?)

 - Почему джинн не страшный, а смешной? Почему же исполнение желаний не принесло радости Виктории? Давайте попытаемся разобраться.

- Кто ключевая фигура в тексте? Почему? (Заглавие рассказа)

- Попробуем собрать на него досье, чтобы найти ответы на вопросы. Когда нам нужно очень кого-то хорошо узнать, на что мы обращаем внимание?

Задания.

1)    Определите по толковому или этимологическому словарю лексическое значение слова «джинн». Соотнесите данное значение с образом джинна Севы. Что совпадает в этих характеристиках и в чём отличие?

2)  Найдите в словаре слово «прототип», определите его значение. Подумайте, каких героев можно назвать литературными прототипами джинна Севы. Почему?

3)   Найдите в тексте портрет героя. Чем он отличается от традиционных героев? Как джинн объясняет своё необычное имя?

4)    Эпизод встречи с Викторией. Что необычного в поступках героя вы увидели? Как к нему относится героиня?

5) Почему джинн Сева очень избирательно берётся за исполнение желаний? Всем ли он помогает? Чем руководствуется в своём выборе?

6)    Обратите внимание на речь героя. Как она характеризует джинна?

7)    Как к Севе относится Виктория? Как оно меняется по мере узнавания героя?

5.     Итоги урока.

Джинн Сева – весёлый и обаятельный персонаж. Но смеяться можно по-разному. Приведите примеры смешных фраз, ситуаций в рассказе. Какой смех в рассказе и какова его роль?

Вывод. В рассказе добрый смех, юмор джинна Севы – средство его характеристики. Джинн – остроумный, за словом в карман не полезет; он интересный собеседник. С помощью доброго юмора он разряжает обстановку; ненавязчиво помогает Виктории понять смысл своих поступков, настоящие и мнимые ценности. В этом и заключается смысл этого образа. Что же он помог осознать Виктории?

Расскажите о желании героини. Почему его исполнение не приносит радости Виктории? Это проделки джинна или сама девочка виновата?

6.     Домашнее задание.

Ответьте на вопросы в тетради:

1)    Почему для своего произведения автор выбирает жанр – сказку?

2)    В чём необычность этой сказочной истории?

3)    Какие уроки из этой сказочной истории извлекла для себя героиня?