дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 08 02.23


                                                                                                                                                                        08 02.23

                 Классная  работа

          Тема  Россия в начале 16в.: особенности и признаки российского государства

 Конспект

 На рубеже XV и XVI столетий берет свое начало эпоха Великих географических открытий. Западноевропейские страны начали осваивать новые земли, они вывозили оттуда золото и товары, обогащаясь путем грабежа и торговли, что дало мощный импульс их развитию, позволив обогнать страны Востока.
Отечественным исследователям и путешественникам приходилось двигаться по суше или по рекам, главное направление их экспедиций был восток. В 1468-1474 г. тверской купец Афанасий Никитин побывал в Персии, Аравии, Индии и Африке, свое путешествие он описал в книге «Хожение за три моря». Известны походы в Западную Сибирь московских воевод во времена Ивана III. Так, в 1483 г. Федор Курбский и Иван Салтык-Травин перешли через Уральские горы и захватили Пелымское княжество, разбив вогульского князя Асыка, совершавшего набеги на Великую Пермь. Далее отряд покорил ряд Западносибирских князей, они признали себя вассалами Великого князя и стали платить дань Москве. В 1499-1500 гг. князья Семен Курбский и Петр Ушатый на Печоре поставили город Пустозёрск, затем перешли Урал, установив, что «длина его — от моря до моря», и взяли более сорока городков.
Россия оказалась вдали от главных морских путей Нового времени, тем не менее, на востоке от нее лежали сибирские земли, которые и стали главным объектом исследования и колонизации для Российского государства.
Уже при Иване III территория России увеличилась в 5 раз, превысив размеры любого европейского государства. Однако страна оставалась малонаселенной, и хотя на Руси насчитывалось около 130 городов, их население было незначительно. Освоение и защита огромных территорий требовали значительных усилий всего населения. Основой экономики являлось сельское хозяйство, но урожаи были невелики. Дело в том, что сельскохозяйственные территории лежали в зоне рискованного земледелия. Частыми были неурожайные годы, когда проливные дожди или заморозки уничтожали крестьянские посевы. Сезон земледельческих работ длился всего 130 дней с середины апреля по середину сентября, за столь короткий срок необходимо было вспахать, засеять, осуществить жатву и покосы.
В ходе освоения новых земель за океаном в странах Западной Европы стало активно развиваться ремесло и торговля, сосредоточенные в основном в городах, в свою очередь, количество городов и их размеры также стали увеличиваться. Торгово-промышленное население городов было заинтересовано в сильной власти монарха. Опираясь на города, монархи смогли подчинить феодалов, ограничив их права, и объединить свои государства.
В России было иначе. Торгово-промышленные слои здесь не достигли такой силы и самостоятельности, хозяйство было не рыночным, а натуральным. Единое государство создавалось не в ходе усиления экономических связей, а в условиях борьбы с внешними врагами: ордынским игом и Литвой. Задача создания сильного войска требовала увеличения числа служилых людей, обеспеченных землями, населенными крестьянами. Для прикрепления крестьян к земле необходима была сильная центральная власть. Земельные владения аристократии часто не представляли собой единой территории, они находились в разных частях страны, поэтому служилые князья и бояре также были заинтересованы в формировании единого государства. 
В России сложилась самодержавная власть царя. В результате освобождения страны от ордынского ига, глава государства перестал подчиняться ордынским ханам, именуемым на Руси «царями». Термин «царь», происходящий от латинского «цесарь», теперь начинает применяться в отношении великого князя. Император Священной Римской империи Фридрих III предлагал Ивану III королевский титул, на что был дан ответ: «Мы, Божиею милостью, государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы... А поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим». 
  Алгоритм выполнения задания

Изучить §4.

Ответить на 1,2 вопросы на с.27.