31.03.23 Музыкальная литература
31.03.23 Музыкальная литература 11 класс (2 урока)
Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна Для обратной связи - fategovna@mail.ru
Тема урока: Симфоническое творчество Д.Д.Шостаковича.
Симфонии №№ 1,5,7,14
Учебники по теме:
1. Русская музыкальная литература Вып.5 (под ред.Царевой) - https://cloud.mail.ru/public/dvNK/Fb43BVLRX
Задание по учебнику:
-Характеристика симфонического творчества – стр.447-450
-Симфония №1 – стр. – 450-458
-Симфония№5 – стр.459-485
-Симфония№7 – стр.486-505
-Симфония№14 – стр. 534-541
2. Отечественная музыкальная литература Вып. 2 (2002) - https://cloud.mail.ru/public/zCTk/LKmCmuo6W
Задание по учебнику:
- Симфония 1 стр.62-71
- симфония 5 – стр. 71-80
- Симфония 7 – стр. 80-87
Симфония 14 – 102-109
Видео:
Лекция. Симфония 1 (СПб Филармония) - https://www.youtube.com/watch?v=aEvClB7Lotw
Музыка: Симфония №1 - https://www.youtube.com/watch?v=FCP4FtWRkPw
Симфония №5 - https://www.youtube.com/watch?v=IhZxcDDRINE
Симфония №7 - https://www.youtube.com/watch?v=tFSUclr7VdU
Симфоия №14 (Гергиев) - https://www.youtube.com/watch?v=Yfqoz2Ys4CU
КОНСПЕКТ
(переписать в тетрадь)
ХАРАКТЕРИСТИКА СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Дмитрий Шостакович – величайший симфонист ХХ века, оказавнший сильнейшее влияние на композиторов прошлого и нынешнего столетия. Его роль в области симфоической музыки сравнима с творчеством Бетховена и Малера.
В наследии мастера – 15 симфоний, в которых отразились философские воззрения композитора. Каждая из них представляет различные варианты поиска обновления жанра симфонии в условиях музыки ХХ века:
- Непрограммные симфонии (1,4,5,6,7,8,9,10,15)
- программные симфонии (11,12)
- симфонии с текстом для различных составов (2,3,13,14)
Симфония №1 (1925)
Дипломная работа композитора была высоко оценена экзаменационной комиссией. Произведение было исполнено уже в 12 мая 1926 года в Ленинградской филармонии, а затем, в Москве и Харькове. Несмотря на то, что это первое монументальное сочинение в симфоическом жанре, симфония лишена черт ученичества и незрелости. В судьбе композитора ее премьера сыграла ключевое значение в его признании. Он многие годы отмечал 12 мая как свой второй День рождения.
Симфония написана для большого симфонического оркестра с расширеной групой удорных.
Ее сочинение композитор начал со второй части – скерцо. В произведении проявились главные сочтавляющие черты симфонического стиля композитора – скерцозность, гротесковость, лирика и философичность.
1 часть – Алллегретто – Аллегро.
Вступлеие импровизационного характера носит элемент театральности. Солирующие инструменты трактуются как персонажи (эта идея сохраняется во всей первой части).
Во втуплении выкристаллизовываются ТРИ основные интонации первой части: 1 – движение по звукам секстаккорда, 2 – хроматическое скольжеие, 3- тритон.
Главная партия – маршевая (пунктир, 4/4). Солирующий кларнет. На интонациях вступления. Нисходящее движение
Побочная партия – Ля-бемоль мажор. Лирико-созерцательная. «Балетная». Флейта и кларнет. Восходящие интонации
Разработка. В кульминации происходит образная трансформация (фантасмогорическая) основного тематического материала (вступление и Г.П.).
Реприза. Главная партия сокращена до 4 тактор (ре-минор). Поб.п. – без изменений (Фа-мажор)
Кода.Коспективно поводит основные темы экспозиции и завершается музыкальным материалом вступления, придавая форме замкнутость.
2 часть – СКЕРЦО. Аллегро. Ля-минор. Сложная трехчастная форма.
1 тема – галоп.
Трио – пасторальная тема, близка колыбельным песням. ¾.
Кульминация – тутти. Одновременое (контрапункт) звучание обеих тем, образно трансформированых в некий шабаш.
3 часть – Лето, Ре-бемоль мажор. Медленая часть. Сложная 3-х частная форма.
Основная тема – соло гобоя. Лирико-философское размышление. Интонации ум.7 и ум.8 – значение темы томления у Скрябина.
Средний раздел – скорбная тема, черты траурного марша.
4 часть – Финал. Ленто-Аллегро. Самая большая, грандиозная и драматически насыщенная часть симфонии.
Медленное вступление – выссказывание «от автора», завершающееся интонацией вопроса.
Темы сонатного аллегро интонационно аппелируют к тематизму предыдущих часей.
Главная партия – драматическая, мятущаяся, с хроматическими интонациями
Побочная партия – многотемная: 1 тема – энергичная, 2-лирическое соло скрипки
Кода – апофеоз лирики с эолеменами «фатума» (контраст траурному маршу третьей части0
В первой симфонии:
Финалоцентризм (направленность драматургического развития цикла к последней части. Первая часть теряет ведущие позиции);
Принцип образной транформации тематизма
Образные сферы: скерцозность («злое» скерцо), гротеск, лирика, философия (вопосы жизни и смерти)
Пятая симфония
(op. 47, ре минор, 1937)
1930-е годы стали периодом зрелости Шостаковича-симфониста. В этот период созданы: триада симфоний (№ 4-6); 1-й фортепианный концерт, симфоническая партитура оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Симфоническая музыка Шостаковича этого периода значительно отличается и от советских симфоний 1920-х годов с их прямолинейной плакатностью, иллюстративной программностью и от советского «песенного» симфонизма 1930-х годов. Симфонии Шостаковича 1930-х годов знаменовали собой возрождение в советской музыке традиций высокого философского симфонизма, характеризующихся концептуальностью замысла, острой конфликтностью музыкальной драматургии, трагедийностью. 5-я симфония с момента создания утвердилась как произведение мирового значения. Ее основная тема – утверждение личности, которой свойственна активность, мужественность, многомерное восприятие сложности жизни. Сам автор подчеркивал: «Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения, лирического по своему складу от начала и до конца». Б.В. Асафьев отмечал, что в ней «все личное трепещет, как пульс современности». Характерна современная трактовка данного произведения как документа эпохи сталинских репрессий, аналогичного по документальности 7-й «Ленинградской» симфонии, запечатлевшей ужасы гитлеровского нашествия. Симфония четырехчастна. Строение цикла имеет закономерность: 1 и 3 части экспонируют медитативно-лирические образы, где доминирует субъективное начало, 2 и 4 части рисуют картины объективного мира, воссоздают звуковые реалии действительности. 1 часть (Moderato, ре минор). Сонатная форма. Характерные черты симфонического стиля Шостаковича в трактовке сонатной формы: 1) медленный темп первой части, не действие, а, скорее, размышление, монолог; 2) отсутствие традиционного конфликта между темами экспозиции – гл.п. и п.п.; 3) резкий контраст между экспозиционным и разработочно-репризным разделом формы в целом; 4) прием трансформации тем, данных в экспозиции в одном образном строе, на прямо противоположный в разработке и репризе. Экспозиция. Гл.п. – три тематических элемента, разворачивающихся в медленном рондообразном чередовании. По образному смыслу – трагический монолог со своей драматической вершиной-кульминацией. П.п. – в трехчастной форме, более статична. Образ – высокой мечты, далекого, несбыточного идеала. Разработка. Начало – с резкой трансформации темы п.п., трактуемой здесь как тема «зла». Драматическое развитие приводит к кульминации разработки – «маршу зла», где «тема-оборотень» (п.п.) трансформируется до полной противоположности. Начало репризы подхватывает генеральную кульминацию разработки и дает наложение гл.п. и п.п. в двойном каноне. Реприза дает трансформацию гл.п.: от лирического монолога – к трагическому восклицанию. 2 часть Скерцо (Allegretto, ля минор). Сложная трехчастная форма с трио. Вносит момент жанрового контраста. Здесь господствуют трехдольные танцевальные ритмы, близкие лендлеру, вальсу, испанским танцам. Грубоватый «мужской» юмор крайних разделов контрастирует с женственным лукавством и грацией в трио. 3 часть (Largo, фа-диез минор). Сонатная форма с чертами рондо и вариаций. Лирико-драматическая кульминация симфонии. В развитии можно усмотреть направленность: от сдержанных чувств, камерности – к эмоциональной открытости, страстной исповедальности. 4 часть Финал (Allegro non troppo, ре минор – мажор). Свободно трактованная рондо-сонатная форма. По программе Шостаковича, в финале симфонии «оптимизм побеждает как мировоззрение». Идея, созвучная советскому искусству 1930-х годов («Марш энтузиастов») и сталинским лозунгам эпохи: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Но звучание «оптимистичной» музыки (по Шостаковичу) воспринимается сегодня неоднозначно. В финале главенствуют окрашеннаяжизнеутверждающей волей маршевых шествий тема рефрена и п.п. – ликующая, напористая и фанфарная.
Седьмая симфония («Ленинградская)и Четырнадцатая симфония
СОСТАВИТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ПО УЧЕБНИКУ!!!