дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

10.03.23 Музыкальная литература

10.03.23  Музыкальная литература  11 класс (2 урок)

Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна    Для обратной связи - fategovna@mail.ru

ВНИМАНИЕ! На следующем уроке пишеи викторину по творчеству С.Прокофьева!!! ПОВТОРИТЬ музыку!!!!

 

Тема урока: Творчество Д.Д.Шостаковича

Учебники по теме:

1.             Русская музыкальная литература Вып.5 (под ред.Царевой) - https://cloud.mail.ru/public/dvNK/Fb43BVLRX

Стр. – 387-446

 

2.             Отечественная музыкальная литература Вып. 2 (2002) - https://cloud.mail.ru/public/zCTk/LKmCmuo6W

             Стр. – 7-61

Дополнительные источники:

Д.Д.Шостакович - https://www.belcanto.ru/shostakovich.html

Видео-урок:

 Часть 1 - https://www.youtube.com/watch?v=YEYprJQESLs

Часть 2 - https://www.youtube.com/watch?v=ehzOdvtt1l4

 

 

Характеристика творчества::

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ 1906-1975

Портрет художника. Уже в период советской культуры Шостакович был возведен в ранг ее классиков. «Знаменосец всепобеждающего гуманизма», «выразитель передовых идей и высоких идеалов в искусстве», композитор, вобравший «в себя все то, чем живет народ, человечество», запечатлевший «дела и помыслы современников» «с огромной силой эстетического обобщения и образной правды», – таковы привычные характеристики, прилагаемые к мастеру при жизни. Однако творческое наследие Д. Д. Шостаковича воспринимается нами сейчас в гораздо более широком контексте – как авторское слово об истории и судьбе человека. Знаменуя связь с благородными традициями русской демократической культуры (Е. Мравинский), одновременно оно несет на себе печать интеллектуализма, гуманизма и реализма века нынешнего.

В своем творческом поиске Шостакович смещается из сферы социальных проблем XIX столетия к проблеме экзистенции столетия XX, от эстетики и социологии искусства к онтологии и философии личности. В гуманизме Шостаковича также следует искать более глубокие философские истоки, берущие начало в антропоцентризме эпохи Возрождения. Неоднократно он подчеркивал, что главным объектом искусства является человек: «Художник может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа человечества. Для искусства это равные величины».

 Гамлетовская интонация творчества Шостаковича как нельзя лучше характеризует гуманизм композитора. В рамках светского мировоззрения ставятся и разрешаются религиозные проблемы добра и зла, природа которых гениально обрисована музыкальными средствами. Соединение абсолютного слуха музыканта с духовным слухом человека позволяет создавать полотна, становящиеся документальными свидетельствами эпохи, ее симфоническим летописанием. В них правдиво все: и поиск мировоззрения, называемого Шостаковичем философским оптимизмом (как попытка обрести позитивный смысл жизни); и непреодолимый страх перед насилием и смертью; и обнаженность эмоционального, психического мира художника; и сама действительность – банально-пошлая, беспощадно-жестокая, возвышенно-трагическая, бесконечно разнообразная и упоительно прекрасная.

Если попытаться оценить значение творчества Шостаковича на фоне страшных вызовов эпохи, очевидцем которой ему назначено было быть судьбою, то оно являет собой попытку (иногда отчаянную, кажущуюся то ли подвигом, то ли юродством) сохранить духовно-ценностное ядро культуры. Культуры, которая яростно истреблялась и не менее яростно насаждалась, но уже с другими этическими и эстетическими установками. Экспрессивно-эмоциональная обнаженность музыки Шостаковича, граничащая с натурализмом, – это не художественный прием, не техникостилистическое средство, а экзистенциальная правда героя, живущего и выживающего в атмосфере, далекой от духовного и эстетического совершенства и даже благополучия. Неблагополучие мира героев произведений Шостаковича – это портрет искаженной реальности. От музыкальной сатиры и пародии на мещанский быт – к трагедии личности, противостоящей государственному и военному насилию, тотальной тупости идеологии и, наконец, неотвратимому ужасу индивидуальной смерти и небытия... Музыкальные образы невозможно воспроизвести адекватно в словесном описании. В случае с наследием Шостаковича это осложняется своеобразным двойным эффектом многих его достаточно «читаемых» и рельефных тем. Они многослойны – и эмоционально, и драматургически. Для восприятия и понимания музыки композитора необходимо обладать «оптическим» слухом. Подобной декодировки и расшифровки требует и его жизнь – скрытая внутренняя и репрезентативная внешняя. Их наложение и создает тот оптический фокус существования, в котором только и может стать зримым подлинный образ художника.