03.03.23 Александр Невский
03.03.23 Музыкальная литература 11 класс (1 урок)
Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна Для обратной связи - fategovna@mail.ru
Тема:
С.Прокофьев. Эпико-героическая концепция в кантате «Александр Невский»
Учебники по теме:
1. Русская музыкальная литература Вып.5 (под ред.Царевой) - https://cloud.mail.ru/public/dvNK/Fb43BVLRX
Стр.365-386
2. Отечественная музыкальная литература Вып. 1 (1996) - https://cloud.mail.ru/public/GpJa/XEHAvqn7Z
Стр. 274-286
Дополнительные материалы и музыка:
С.Прокофьев Кантата «Александр Невский» - https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskij
Фильм «Александр Невский» - https://www.youtube.com/watch?v=IKskdbazW7w
Смотреть и слушать кантату - https://www.youtube.com/watch?v=FT8aC3ws26k
Ссылка на on-line урок в чате класса в telegram
Лекция:
В 1938 году режиссер Эйзенштейн предложил Прокофьеву «поработать вместе над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание буквально «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской.
1 декабря 1938 года – выход на экран фильма «Александр Невский» с музыкой С.Прокофьева
Успех фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—1939 года он посвятил этой работе. Пришлось переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.
Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей:
1.«Русь под игом монгольским»,
2. «Песня об Александре Невском»,
3.«Крестоносцы во Пскове»,
4.«Вставайте, люди русские»,
5.«Ледовое побоище»,
6.«Мертвое поле»
7.«Въезд Александра во Псков»
17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.
В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.
«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.
В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).
«Крестоносцы во Пскове» - впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Хор «Вставайте, люди русские» - боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия, рожденная русской народной песенностью.
«Ледового побоища» - центр кантаты. Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).
«Мертвое поле» — единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее.
«Въезд Александра во Псков» - величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.