дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

03.03.23 Александр Невский

03.03.23  Музыкальная литература  11 класс (1 урок)

Преподаватель - Имаметдинова Елена Фатеговна    Для обратной связи - fategovna@mail.ru

Тема:

С.Прокофьев. Эпико-героическая концепция в кантате «Александр Невский»

 

Учебники по теме:

1.             Русская музыкальная литература Вып.5 (под ред.Царевой) - https://cloud.mail.ru/public/dvNK/Fb43BVLRX

Стр.365-386

2.                   Отечественная музыкальная литература Вып. 1 (1996) - https://cloud.mail.ru/public/GpJa/XEHAvqn7Z

Стр. 274-286

Дополнительные материалы и музыка:

С.Прокофьев Кантата «Александр Невский» - https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskij

Фильм «Александр Невский» - https://www.youtube.com/watch?v=IKskdbazW7w

Смотреть и слушать кантату - https://www.youtube.com/watch?v=FT8aC3ws26k

 

Ссылка на on-line урок в чате класса в telegram

Лекция:

 

В 1938 году режиссер Эйзенштейн предложил Прокофьеву «поработать вместе над фильмом «Александр Невский». Высокое режиссерское мастерство Эйзенштейна вдохновило Прокофьева на создание буквально «зримой» музыки к кинокартине. В свою очередь, режиссера поражало в композиторе умение схватить самую суть сценической ситуации.  Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской.

1 декабря 1938 года – выход на экран фильма «Александр Невский» с музыкой С.Прокофьева

Успех фильма натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938—1939 года он посвятил этой работе. Пришлось переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла.

Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей:

1.«Русь под игом монгольским»,

2. «Песня об Александре Невском»,

3.«Крестоносцы во Пскове»,

4.«Вставайте, люди русские»,

5.«Ледовое побоище»,

6.«Мертвое поле»

 7.«Въезд Александра во Псков»

17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).

«Крестоносцы во Пскове» - впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.

Хор «Вставайте, люди русские» - боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия, рожденная русской народной песенностью.

«Ледового побоища» - центр кантаты. Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед).

 «Мертвое поле» — единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее.

«Въезд Александра во Псков» - величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.