дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Прорыв блокады Ленинграда

 

ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА


Сегодняшний наш разговор мы посвятим важной, но очень печальной теме.

В эти январские дни наша страна вспоминает страшные события, произошедшие

в годы Великой Отечественной войны – блокаду Ленинграда.

Окруженный со всех сторон город пытался выжить – просто выжить, физически, почти без еды, почти без электричества,

порой без тепла в самый лютый мороз, под постоянными обстрелами мирных жителей. И это на протяжении почти 900 дней.

 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано

Окончательно блокада была снята еще через год – 27 января 1944-го.

Вы, друзья мои, к сожалению, можете представить, что испытывали ленинградцы.

Давайте посмотрим КАДРЫ КИНОХРОНИКИ тех дней.

 

Ленинград был взят в кольцо блокады 8 сентября 1941 года, то есть в самом начале учебного года.

Вы понимаете, что стало со школами, когда началась блокада.

Некоторые были эвакуированы, некоторые предоставлены для раненых, но часть школ продолжала работать.

Учитель в блокадном городе имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях,

а другой – на случай артобстрела или бомбежки.

На обложке тетради дети записывали номер школы и номер бомбоубежища, в котором проходили занятия.

Сегодня из-за обстрелов мы с вами занимаемся дистанционно,

так как имеем другие технические возможности.

 В Ленинграде проходили выставки, театральные постановки, даже футбольные матчи.

Город старался жить своей обычной жизнью в необычных, экстремальных обстоятельствах.

Подумайте, друзья мои, что помогло людям выжить в блокадном городе.

Забота о близких (детях, стариках, больных) дает человеку силы и позволяет выжить самому; 

когда у человека есть тот, ради которого он живет, ответственность за которого он чувствует,

это помогает и ему выжить.

Занятия творчеством вдохновляют. Например, один ленинградский профессор в подвале института

устраивал со своими коллегами научные дискуссии, а во время исполнения симфонии Шостаковича

зал ленинградской филармонии был заполнен на 100%, люди чувствовали, что это их спасает,

помогает отвлечься от ужаса блокады.

 

Регулярное выполнение какой-то работы– те блокадники, кто предпочитал оставаться дома в постели,

умирали чаще, чем те, кто из последних сил заставлял себя встать.

 

Ведение дневника – так, 14-летний школьник Дима Бучкин в дни блокады вел такой дневник в блокноте,

подаренном ему отцом. Впоследствии он вспоминал «Отец подарил мне этот блокнот со словами:

«Фиксируй всё, что видишь. Кто, Димка, если не мы?» Наверное, отчасти это занятие спасало меня,

отвлекая от постоянного чувства голода».

 

Взаимная поддержка – поддерживающие слова, оптимизм, надежды на лучшее, которые люди демонстрировали,

вселяли оптимизм и в других, не давали чувству безысходности завладеть мыслями и телом человека.

 

Ожидание справедливого возмездия мучителям тоже давало людям силы жить дальше,

ради правды, ради торжества справедливости. 


 Вы наверняка слышали, что ленинградцы получали ежедневную норму хлеба – 125 граммов.

В самое тяжелое время, в конце 1941 года, именно столько хлеба выдавали людям по карточкам.

Тем, кто работал на заводах, побольше, а служащим, детям, старикам – те самые 125 граммов в день.

Других продуктов почти не было, пока не открыли «Дорогу жизни».

 БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ 

 Подвиги во время Великой Отечественной войны были разными.

Труженики тыла работали по 12-14 часов на заводах под девизом «Все для фронта, все для Победы».

Были и те, кто не сдавался даже в занятых фашистами городах.

Так появились подпольные организации, одна из них – в городе Краснодоне,

это были совсем юные (14-18 лет, самому старшему 25) ребята из «Молодой гвардии».


Молодежное подполье действовало менее 3 месяцев, с октября 1942 года по январь 1943.

9 сентября 1942 года фашисты совершили одно из страшных своих злодеяний: живыми закопали в парке Краснодона

32 шахтера, отказавшихся давать уголь для фашистской Германии, и группа ребят поклялась мстить оккупантам.

ПОДВИГ МОЛОДОГВАРДЕЙЦЕВ

Готовность каждого быть вместе со своей Родиной в минуты радости и горя –

это как раз то, что помогло выстоять нашему великому народу в тяжелые военные годы, помогает нам и сейчас.

Посмотрите, друзья мои, обращение жителей блокадного Ленинграда