дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 09.03.23


                                                                                                                                 09.03.23

                          Классная работа

          Тема   Изменения в политической системе в послевоенные годы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Сталин и его окружение;
  2. Ужесточении в административно-командной системе;
  3. Соперничество в верхних эшелонах власти;
  4. Усиление идеологического контроля;
  5. Послевоенные репрессии
  6. «Ленинградское дело»;
  7. Борьба с «космополитизмом»;
  8. «Дело врачей»

Тезаурус:

ГУЛАГ - подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.

Репрессии - наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.

Космополиты - идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. / М. М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2016. стр. 74- 78

Интернет - ресурсы:

http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xx/47352-lysenkovschina.html

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После того, как весь партийно-государственный аппарат, был изменен, эти изменения вообще не затронули саму верхушку, лиц, которые всегда были рядом со Сталиным, которые во всем его поддерживали.

Самыми основными действиями в общественно-политической жизни после войны, стало укрепление репрессий, которые были под личным контролем Сталина.

После войны, в СССР не хватало профессиональных кадров, в самых разных областях всех сфер жизни. Для Сталина требовались новые люди, которые были бы профессионалами своего дела. К таким людям относятся Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский в армии, Николай Алексеевич Вознесенский и Алексей Николаевич Косыгин в народном хозяйстве, а партийными работниками стали Алексей Александрович Кузнецов и Николай Семенович Патоличев.

Все репрессивные органы были под прямой властью Сталина и Берия. Бывали слежки, доносительства и попытки, контролировать мысли. ГУЛАГ достигла своего величества, известности после войны, так как к ним добавились миллионы новых людей. Большая часть бывших военнопленных, которые оказывались в плену, направлялись в сибирские и ухтинские лагеря. В 1948 году были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за то, что они были против СССР, в этих лагерях для воздействия на заключенного используются разные действия.

Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации Новикова Александра Александровича, генералов Павла Григорьевича Понеделина и Николая Кузьмича Кириллова, ряда сослуживцев маршала Георгия Константиновича Жукова.

В 1949 году руководители партийной организации в Ленинграде были обвинены, в том, что они создали антипартийную группу и проводили работу, которая всем вредила. В 1952 году началось «Дело врачей». Кремлевские врачи были обвинены в том, что они лечили специально плохо высшее руководство СССР. Всего жертвами репрессий в 1948 в– 1953 годах стали почти 6,5 миллион человек. Война пробудила в лучших умах, надежды на ослабление партийно-идеологического контроля. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 года власти начинают широкое наступление против «западного влияния» на развитие советской культуры. Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, Андрей Александрович Жданов. Одновременно набирала темп кампания борьбы с так называемыми космополитами – людьми, обвиненными в низкопоклонстве перед Западом, аполитичности и безыдейности.

Далее, СССР остается в культурной изоляции от остального мира. Первый удар попал по литературе. Итогом «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие огромного количества журналов, а порой и выселение авторов этих журналов или газет, а главное – отечественная литература не развивалась. Четвертого сентября 1946 года появилось новое постановление ЦК, посвященное критике «безыдейности» ряда кино. В итоге 1947 года жесткий идеологический пресс контроль, не обошел стороной и музыкантов. Поводом послужило исполнение произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии Сергея Сергеевича Прокофьева, «Поэмы» Арама Ильича Хачатуряна и оперы «Великая дружба» Вано Ильича Мурадели.

Примеры и разбор решения заданий

1. Какому органу принадлежало особое место в укреплении тоталитарного режима?

Варианты ответов:

1) органу надзора

2) репрессивным органам

3) антисоветской деятельности

4) восстановлению культуры.

Правильный вариант: 2) репрессивным органам

2. Вставьте слова в предложение: «Система ______ достигла своего апогея в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х годов «______ народа» добавились миллионы новых. »

Варианты ответа:

1) ГУЛАГа;

2) ГУАГА;

3) врагам;

4) добровольцам.

Правильный вариант: 1) ГУЛАГа; 3) врагам

3. составьте кроссворд.

По горизонтали:

1. Как называли людей, обвиненных в низкопоклонстве перед Западом.

3. Последняя репрессивная кампания, проводившаяся по инициативе И.В. Сталина?

По вертикали:

2. Вознесенский был председателем чего?

4. Кто возглавил послевоенную кампанию по борьбе с космополитизмом?

5. Какая система достигла своего апогея именно в послевоенные годы?   

Алгоритм выполнения.

Прочитать §28

Составить 3 задания по примеру в уроке.