27.02.23 ИИИ
Тема: цифровые технологии современности и музыкальное исполнительство
80-х гг., когда широкодоступными стали цифровые музыкальные инструменты и мультимедийные компьютеры, музыкальная культура вступила в новую фазу своего развития, поскольку цифровые технологии по сравнению с нотной письменностью и аналоговой звукозаписью открыли принципиально новые возможности работы со звуком. Его кодирование в цифровой форме помимо значительного улучшения технических характеристик записи, хранения и воспроизведения музыки предоставило возможность быстро, легко и с абсолютной точностью получать нужное звучание по любому из его параметров - высоте (на уровне микрохроматики), ритму (самые изысканные микроструктуры), тембру (бесконечность различных вариантов, тончайшие нюансы), динамике (в том числе затрагивая ее предельные величины), пространственной локализации (включая не только его расположение, но и всевозможные перемещения в виртуальном пространстве) и др.
Появление цифровых инструментов: синтезаторов, семплеров, рабочих станций, мультимедийных компьютеров и т.д. радикально расширило предметную сферу творчества. Наряду с задачами исполнительского интонирования (выстраивания звучания по темпу, агогике, динамике, артикуляции) появились возможности создания новых звуков, гармонизации, построения фактуры и выбора тембров, установки правильного баланса голосов фактуры по громкости и панораме, а также уточнения информации, вносимой в память инструмента или компьютера.
В музыкальной культуре рубежа XX—XXI вв. особую актуальность и популярность приобретают виртуальные аниме-персонажи и вокалоид-исполнители, деятельность которых активно связана с применением цифровых технологий. В частности, творчество британского музыканта и вокалиста Д. Гаана, аниме-исполнителей — Х. Мику, Кайто, группы K/DA основано на использовании таких элементов цифровизации, как проекция на полупрозрачный экран, расширение одного, зачастую и двух экранов, создание двух- и трехмерной проекции и др. Анимационные технологии, применяемые в процессе создания современных видеоклипов, способствуют реализации широких творческо-экспериментальных возможностей режиссеров, в частности, актуализируется такой прием создания и трансляции концертных выступлений, как виртуальная реальность. Цифровые технологии также позволяют значительно расширить объем диапазона, тембрового арсенала виртуальных исполнителей, удовлетворить разнообразные эстетические вкусы публики.
Примеры использования исполнитьелями цифровых технологий:
1. Петер Бенс https://www.youtube.com/watch?v=GmtTDvNcXcU&list=PLxsXjeoH2zXfHQBAEns1viUY18461gRPW
2. Стефан Хаузер (2Cellos) https://www.youtube.com/watch?v=r6glBvXN6H0&list=PLrRtwIUSeaCGTChMtMLwMO8N39Wtwq7ka
3. Примеры бит-бокса (вок) https://www.youtube.com/watch?v=TbJhtoZE11E
4. Вокальный бит-бокс - https://www.youtube.com/watch?v=5Jbowfb10YE
5.