дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

13.02.23 ИИИ

Тема: РОЛЬ ГРАММЗАПИСИ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА: Свет и тени граммзаписи.

 ЛЕКЦИЯ

Изобретение на рубеже 19-20 вв. грамзаписи создало возможность фиксации любого конкретного исполнения произведения.  Возник новый тип исполнения в условиях студийной записи - своеобразный исполнит. «жанр», обладающий своими эстетическими закономерностями и особенностями, отличающими его от обычного концертного исполнения. Грамзапись оказала влияние на все стороны исполнения музыки выдвинув новые эстетические, психологические и технические проблемы, связанные с воплощением, передачей и восприятием музыки. 

В конце 60-х годов в музыкальном сообществе разворачивается активная полемика вокруг вопроса: следует ли рассматривать граммзапись только как средство тирражирования музыки)

В 1969 году на страницах журнала «Советская музыка» выходит статья музыковеда Г. Когана «Свет и тени граммзаписи», автор которой рассматривает положительные и отрицательные стороны граммзаписи приходит к выводу, что оптимальной формой исполнительского искусства является живое концертное исполнение. Активное музицирование  — важнейший, ничем не заменимый элемент музыкальной культуры, и вытеснение его пассивным слушанием чревато печальными последствиями. Перспективы аудио- и видеозаписи Г. Коган видел только в качестве образовательного средства.

Со статьей Г. Когана можно познакомиться по ссылке https://records.su/pubs/5905224471879220.pdf К сожалению, статья доступна только в виде скан-копии

 Точке зрения Г. Когана возразили музыковед Н. Корыхалова, пианисты Ю. Капустин и Г. Гульд, отдающие приоритет звукозаписи и утверждающие, что технические средства со временем изменят само отношение к исполнительству, станут основой для появления новых художественных ценностей

Музыковед А. Сохор, выступая на Музыкальном конгрессе в Москве (1973 год) отметил важность звукозаписи в контексте всей музыкальной культуры благодаря его высокой коммуникативности.

Полемика по данному вопросу продолжается и в настоящее время. Приведем еще несколько высказываний известных педагогов и музыкантов по поводу пользы или вреда звукозаписи.

Скрипичный педагог О. Каган выссказывался по этому поводу:

«Я лично всегда предпочитал не слушать в исполнении других скрипачей те произведения, над которыми сам работал. Убеждён, что надо самому - и только самому - искать пути к постижению музыки. И своим ученикам я настоятельно советую: не слушать у других скрипачей те произведения, которые им самим предстоит исполнять. Во всяком случае, пока не сложится собственное отношение к материалу, не выработается своя трактовка. Потом — пожалуйста, пусть слушают сколько хотят»

К. П. Кондрашин: «Самое неверное, с моей точки зрения, это изучение произведения по пластинке, к чему теперь прибегают, увы, слишком часто. Опасность в том, что вместе с ознакомлением с музыкой, усваивается и интерпретация, которая зафиксирована. Звукозапись приучает молодёжь легко жить. Но платят они за это часто дорогой ценой. Мы видим большое количество исполнителей, технологически блестяще оснащённых, но глубоких интерпретаторов встречаем редко. Может быть, причина как раз в том, что в свой самый чувствительный ко всякому влиянию период они слишком много (и некритично) слушали записи корифеев, пытаясь «приобрести» для себя ключ к прочтению»

Артур Рубинштейн: «Польза записей очень велика. Запись важна для самообразования и самоконтроля. Играя на эстраде, пианист увлечён и многого не замечает, да и не должен замечать. Пластинки помогают понимать свои недостатки, анализировать и находить пути совершенствования. А вот обучаться интерпретации по пластинкам — вредно. В большинстве случаев получается мёртвый слепок или карикатура: тонкости стиля и сокровенность интерпретации великих артистов ускользают. Они неповторимы».

Я. Флиер: « Я действительно довольно часто слушаю пластинки. Должен сказать, я с большим интересом слушаю одно и то же сочинение в различных исполнениях, сопоставляя подход разных мастеров к той или иной художественной задаче»

Видео-материал по истории звукозаписи:

1.      История звукозаписи: механическая звукозапись - https://www.youtube.com/watch?v=VCI9jsekIhY

2.      История звукозаписи:магнитная звукозапись - https://www.youtube.com/watch?v=9uKHX-QCxnE

3.      История звукозаписи:оптическая звукозапись - https://www.youtube.com/watch?v=NmUDGK5p7zs

 

 

Домашнее задание: Составить опорный конспект ОДНОЙ из статей, определить точку зрения автора на проблемы исполнительства и звукозаписи

1. Кузнецова «Рахманинов и граммзапись - http://hra.sias.ru/upload/iblock/387/kuznetcova.pdf

2. С. Рахманинов «Художник и грамзапись https://senar.ru/articles/recording/

3. А. Карабанова Фортепианное исполнительство в эпоху звукозаписи

https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/172/karabanova_172_99_105.pdf

4.      Т. Чванова Звукозапись как фактор эволюции фортепианного искусства https://cyberleninka.ru/article/n/zvukozapis-kak-faktor-evolyutsii-fortepiannogo-ispolnitelskogo-stilya-v-xx-veke/pdf

 Выполненное задание выслать на адрес эл. Почты fategovna@mail.ruдо 19.00 20.02.2022