дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Православие-основа для противостояния экстремизму

 

Напрасно ставят капканы на пути тех,

у кого есть крылья…

 Экстремизм – беда нашего времени. Его ядовитые ростки способны пробиться везде, особенно в среде молодежи, как самой активной, с одной стороны, группы населения, а с другой, наиболее легко поддающейся деструктивному влиянию.

Молодежный экстремизм многолик. Различные его формы охватывают почти все сферы социального бытия, где возможно столкновение противоположных интересов: от спорта в виде футбольного фанатизма до музыки, от религии до межнациональных столкновений, от политики до одежды. Особенную опасность представляют экстремистские движения, инспирированные различными хорошо организованными, великолепно финансируемыми организациями, имеющими целью деструктивное вмешательство во внутренние дела государств. Международные террористические организации легко находят сторонников среди молодежи благодаря развитию современных средств коммуникации.

Однако многообразие экстремистских направлений на самом деле обманчиво. Любые проявления экстремизма имеют схожие характеристики. Все они предлагают упрощенный, черно-белый взгляд на мир: жесткое разделение на своих и чужих, обозначение врага, которым становится всякий, не разделяющий узких взглядов экстремиста, и силовое решение проблем. И не нужно считать, что экстремистом может стать человек с низким интеллектуальным уровнем, наоборот, среди лидеров таких организаций преобладают люди высокообразованные.

            Молодежь в силу особенностей возраста наиболее подвержена влиянию экстремизма. Становление личности, поиск своего пути в жизни, незрелость эмоциональной сферы, отсутствие мудрости, обостренное чувство справедливости, желание как можно скорей обрести самостоятельность и свободу вкупе с энергией молодости вполне могут привести на неверный путь, разрушающий и саму личность, и ее окружение.

            Что же мы можем противопоставить в борьбе с этим злом, на что опереться?     Многонациональная культура нашей Родины, традиционные религии народов России и Донбасса заключают в себе огромный духовный потенциал, способный противостоять экстремизму и агрессии. Сегодня мы с вами поговорим о Православии

          Мы с вами знаем, что основой христианства, его этически-нравственной системы является вера в Бога. Без личной веры в христианского Бога - Отца, Сына и Святого Духа, выраженной в освященных Церковью догматах, все превращается в безосновательное морализаторство. Такое мировоззрение, пусть даже безупречное с этической точки зрения, будет подобно зданию, построенному не на фундаменте, а на песке. В Евангелии от Матфея Христос приводит этот образ как пример пустой веры: подули ветры, разлились воды, и здание рухнуло. Если из христианства убрать личную веру каждого отдельно взятого человека, то неизбежно «крушение» мировоззрения такого человека при испытаниях.

Вспомним Великую французскую Революцию, которая несла на своих знаменах замечательный призыв: «Свобода, равенство и братство!». Но, вот вам пример веры в собственную непогрешимость: всего в революционной Франции без жалости к старости, без уважения к добродетели, без сострадания к юности обезглавили более 18 тысяч человек. Такой упрощенное до жестокости отношение к миру невозможно для истинного христианина.

Целостный взгляд на мироздание, где Вселенная предстает как творение Божье, где все находится на отведенных Богом местах, а каждый человек воспринимается как образ и подобие Божье – основа православного мировоззрения. О каком экстремизме может идти речь для христианина, если сам Христос молился о римских солдатах, прибивавших его на Крест: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». Принципы отношения к тем, кто не только не вызывает у нас теплых чувств, но даже и справедливое возмущение, неприятие, заключены в Нагорной проповеди. Вершиной такой победы добра над злом является сошествие Христа во ад в Великую субботу, Свет Божий, можно сказать, взорвал ад изнутри.

Для человека, имеющего такое мировоззрение, внутренне совершенно неприемлемо никакое насилие, никакое унижение человеческого достоинства. Наоборот, свойственно деятельное милосердие и жертвенность. Экстремизму в такой системе ценностей нет и не может быть места.

Всем вам известная заповедь «не убий», которая в Ветхом Завете истолковывалась буквально, в Новом получает новое глубокое толкование. Она распространяет своё действие даже на внезапный и напрасный гнев, который может стать источником вражды с её гибельными последствиями, даже на всякие презрительные и унизительные для человека выражения. Бог не принимает дар сердца, хранящего злое чувство.

 Более того, и это очень важно, русские священники и монахи, тому сохранилось много свидетельств, учили, что добро и благо надо творить не только единоверцам, но и всем, кто нуждается в помощии ободрении. Один из основателей святыни Руси, Киево-Печерской лавры, Феодосий Печерский, писал: «Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима, аще то будет жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинянин ли - всякого помилуй, и от беды избави, яко же можеши». В любви к ближнему, доброте и сострадании складывался веками характер русского народа.

Вот что о «всемирной отзывчивости» русских говорит великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязки прежде чем своих, говоря: «русского всякий поднимет, а французик – то чужой, его наперёд пожалеть надо». Английский репортёр, видел подобные случаи и назвал русскую армию «армией джентльменов». История накопила множество фактов проявления нашим народом чувства доброты и жалости по отношению к другим народам, к пленным, пострадавшим, обездоленным. В трагические дни землетрясения 1909 г., разрушившего город Мессину, итальянская газета писала: «Русские моряки проявили, кроме всего прочего, ещё чуткость, коей у других не было… При распределении продовольствия они не ограничивались, подобно англичанам, сухою подачею строго взвешенного и точно определённого пайка, а отдавали всё, что имели, щедро и с любовью»

Щедрость без остатка к другим и строгость к себе. Аскетическое начало в Православии - это прежде всего, упражнение в добре, добрых мыслях, чувствах и делах, и отсечение злых помыслов и пожеланий.  Как бы просто это не звучало, на самом деле, это постоянный тяжелый труд каждого христианина. В результате трезвенного мужественного отношения к себе и жизни вырабатывается и спокойное достойное отношение к смерти, ибо смерти для православного, на самом деле, нет.

 Здесь кроется глубинное противостояние Православия и экстремизма любого вида.

Экстремизм воспринимает смерть как окончание всяческого существования,

смерть для мнимого улучшения жизни земной и конечной.

Это смерть самих террористов или заложников, их жертв,

представляется им самым страшным событием, так как за ней для них пустота.

Православие проповедует Жизнь,

которая дана Христом каждому, лишь грехи наши отстраняют нас от жизни вечной.