дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 02.03.23

   02.03.23

                      Классная работа

    Тема  Культура периода НЭПа

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Замена продразвёрстки единым продналогом.
  2. Иностранные концессии.
  3. Стимулирование кооперации.
  4. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова.
  5. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развитие сельского хозяйства.

Тезаурус:

Конце́ссия, концессио́нное соглашение — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Новая экономическая политика (сокр. НЭП или нэп) — экономическая политика, проводившаяся в 1920-е годы в Советской России и СССР. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП (б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны, которая привела Россию к экономическому упадку.

Продовольственный налог – продналог, продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств, введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки.

Пролетку́льт (сокр. от Пролетарские культурно-просветительные организации) — массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения, существовавшая с 1917 по 1932 год.

Футуризм - формалистическое направление в искусстве и литературе 10-х гг. XX в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приёмы старого искусства.

Ключевые слова

Новая экономическая политика, продовольственный налог, концессии, «командные высоты» в экономике.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

История России.10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1. /М.М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А.В. Торкунова.- М.; Просвещение, 2016.

Костиков В. «Не будем проклинать изгнанье…: Пути и судьбы русской эмиграции. Гл.2. Путь в эмиграцию». - М., 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

С окончанием Гражданской войны и особенно после событий в Кронштадте большевики начали всё активнее контролировать духовную жизнь в стране. В августе 1921 г. состоялся процесс над Петроградской боевой организацией. Её активными участниками были объявлены известные российские учёные и деятели культуры. Некоторые из них были расстреляны, в том числе учёный-химик М. М. Тихвинский и поэт Н. С. Гумилёв.

В 1922 г. был учреждён специальный цензурный комитет — Главлит, который осуществлял контроль за всей печатной продукцией, дабы на её страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

После революции и Гражданской войны Россию покинуло около 2 млн человек. Большинство эмигрантов были настроены к советской власти враждебно и считали её падение неизбежным. Но были и те, кто имел другое мнение. В июле 1921 г. в Праге вышел сборник статей «Смена вех».

У революции, по мнению его авторов, имелись глубокие корни. Большевикам, считали они, удалось вогнать анархию в государственное русло и начать восстановление российской державы. Ради осуществления этой задачи, пусть и руками большевиков, необходимо прекратить борьбу с советской властью. Тем более что в России дело идёт к восстановлению буржуазно-демократических порядков, о чём свидетельствует переход к нэпу. Главный идеолог сторонников примирения с большевиками — сменовеховства — Н. В. Устрялов сравнивал советскую власть с редиской, которая снаружи красная, а внутри белая.

Идеи сменовеховства с удовлетворением восприняла часть интеллигенции, оставшаяся на Родине, на службе новой власти. Эта идеология оправдывала и даже возвышала их, ибо приобщала к делу воссоздания России. Подобные настроения способствовали возвращению многих из эмиграции. Одним из первых в 1923 г. вернулся писатель А. Н. Толстой, позднее, в 1930-е гг., вернулись С. С. Прокофьев, М. И. Цветаева, М. Горький, А. И. Куприн и др.

Сменовеховство устраивало и лидеров большевиков. С одной стороны, оно позволяло расколоть эмиграцию, а с другой — освящало результаты Октябрьской революции. Однако они не допустили распространения этих идей в собственной стране.

Набирали силу новые тенденции и явления в области художественной культуры. Всё громче заявлял о себе Пролеткульт — литературно-художественная и культурно-просветительская организация. Проповедуя идею «чистой пролетарской культуры», её руководители призывали выбросить «на свалку истории» культурные достижения и традиции прошлого. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству пролетариев. В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). Она требовала оценивать литературные произведения с точки зрения не их художественных достоинств, а социального происхождения авторов.

В литературу вошли писатели нового поколения, участники революции и Гражданской войны. Они не только воспевали революционную романтику, но и исследовали жизненные проблемы, психологические конфликты. Таковы произведения И. Э. Бабеля («Конармия»), Вс. В. Иванова («Бронепоезд 14- 69»), А. С. Серафимовича («Железный поток»), К. А. Тренёва («Любовь Яровая»), М. А. Шолохова («Донские рассказы»), Д. А. Фурманова («Чапаев»), А. Весёлого («Россия, кровью умытая») и др.

Во всю мощь раскрылся талант великого русского поэта С. А. Есенина. Его творческая и личная судьба отразила противоречия революционной эпохи: «Остался в прошлом я одной ногою, скольжу и падаю другою».

Востребованным жанром в годы нэпа стала сатира. Она обнажала противоречия времени, которое меняло, часто не в лучшую сторону, характеры людей и их души. Этот жанр был представлен рассказами М. М. Зощенко, романом И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Двенадцать стульев», сатирическими пьесами В. В. Маяковского «Клоп», «Баня».

Большевикам нужны были новые художественные формы воздействия на чувства, агитации за коммунистическое будущее. Возникают самые разные художественные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств. Ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России): долгом каждого мастера, считали её члены, является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Эта идея нашла своё воплощение в работах И. И. Бродского, А. М. Герасимова, М. Б. Грекова. Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 1920-е гг. скульптор И. Д. Шадр («Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год»).

В историю мирового кино вошли фильмы С. М. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин», «Октябрь», с которых началось освоение революционной темы в этом виде искусства. Архитекторы создавали гигантские планы строительства городов будущего, в основе которых лежали идеи конструктивизма. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал «Башню III Интернационала», заложив основы современного индустриального дизайна.

Повторить тему.

Подготовиться к контрольной работе.