дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 06.02.23

 

                                                                                                                                                          06.02.23

                           Классная работа

   Тема   Труд. Творчество.

 – Что такое труд в жизни человека?

 - Должны ли работать дети? Да – нет, и почему?

Во все времена детей приобщали к труду, иногда это был тяжёлый  изнурительный труд.

 

Справка:

Согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной 154 странами, эксплуатация детского труда запрещена. Но, несмотря на это, труд ребенка не только массово используется на фабриках и заводах, но и становится все более распространенным явлением. По оценкам Международной организации труда, в развивающихся странах трудятся около 250 миллионов детей. Сообщается, что 153млн. работающих детей живет в Азии, 80 миллионов — в Африке и 17 миллионов — в Латинской Америке. "Многие из них трудятся в условиях, которые опасны для их физического, духовного и эмоционального развития", — отмечают правозащитники. Так, дети включены в такие виды деятельности, как рабство, проституция и порнография, участие в вооруженных конфликтах, а также работа в шахтах, сельском хозяйстве, строительстве. По данным правозащитников, большинство детей, работающих по всему миру (69 %), заняты в сельском хозяйстве — они собирают хлопок, табак, кофе, рис, сахарный тростник и какао.

В шестерку государств, где обнаружено максимальное число нарушений детского труда входят Индия, Бразилия, Бангладеш, Китай и Филиппины. Среди "лидеров" в использовании детского труда значатся и такие страны, как Сомали, Непал, Афганистан, Пакистан, Шри-Ланка и Северная Корея.

На сегодняшний день в Мьянме работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. При этом он обычно выполняет самую тяжелую работу. До последнего времени детский труд активно использовали также военные — тысячи детей работали в армии грузчиками. Во время военных конфликтов военные использовали детей как живой щит, были случаи, когда их выпускали на минные поля для "разминирования". Стоит отметить, что в армии дети не только работают, но и служат. Согласно данным МОТ, в Мьянме служит примерно 70 тысяч солдат до 18 лет, при этом автомат бойцу дают с 12 лет.

33 миллиона детей до 18 лет — 56 процентов детского населения Бангладеша, в настоящее время живут ниже международной черты бедности, которая определяется как доход в 1 доллар США на человека в день.

 

·        Какой труд для вас на данный момент считается обязательным?

·        Проверим, насколько вы ориентируетесь в особенностях трудовой деятельности детей, ответив и прокомментировав следующие вопросы (ответы «да – нет»):

·        Дети должны выполнять те домашние задания, которые вызывают у них интерес?

·        Дети должны хорошо учиться. Учёба для них главная работа?

·        Карманные деньги – это деньги, которые лежат в кармане?

·        Нужны ли ребёнку карманные деньги?

·        Подросток с 14-ти лет имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

·        Несовершеннолетние в возрасте с 14 до 18 лет совершают сделки с письменного   согласия родителей?

·        В древние времена дети не работали, а только играли?

·        До начала XX века в большинстве стран дети начинали работать в возрасте 16-ти лет?

·        Рабочий день детей был 14-16 часов?

·        Ученики не должны выполнять домашние дела, т.к. это мешает учиться?

·        За выполнение домашних поручений родители должны платить своим детям деньги – зарплату?

·        В каникулы подростки могут устроиться работать на почту?

·        Подростки не должны работать полный рабочий день?

 

Труд занимает очень важное место в жизни любого человека. В нашей стране труд свободен,  никто не может принудить работать на нелюбимой работе. Каждый сам волен решать – где ему работать. У человека есть право на труд.     

 

Работа с новым материалом:

Скажите, пожалуйста, так что же обозначает слово “труд”?

Труд – это

·        Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд

·        Работа, занятие.

·        Результат деятельности, работы, произведение. Труд всей жизни. Научный труд

·        Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Уроки трудового обучения

 

- Мы с вами говорили, что каждый человек имеет право на труд, что это обозначает?

(Это значит, что люди могут свободно выбирать работу, иметь справедливые и благоприятные условия труда).

- Правовые документы, регламентирующие труд:

·        Всеобщая декларация прав человека.

·        Конституция ДНР.

·        Трудовой Кодекс ДНР.

·        Трудовой договор.

·        Трудовая книжка.

 

- Сейчас мы с вами с данными документами познакомимся более подробно.

 

Всеобщая декларация прав человека

Данный документ имеет статус международного документа, декларация была принята в 1948 году Организацией Объединенных Наций. Данный документ провозглашает право на труд для каждого человека.

 

Конституция ДНР

Статья 30

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

- Что такое безработица? Когда человека можно считать безработным?

Безработным согласно закону признается трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска работы и готов приступить к работе.

 

Трудовой Кодекс ДНР

На данном этапе развития ДНР приняты Законы «Об оплате труда», «Об отпусках», «О занятости населения» Трудовой кодекс ДНР — в состоянии разработки.

 

Для примера. Трудовой кодекс РФ описывает права и обязанности работников и работодателей.

Данный Кодекс был принят в 2001 году и состоит он из 424 статей.

Закон разрешает:

- трудоустройство подростков с 16 лет;

- трудовую деятельность подростков с 14 лет в свободное от учебы время (необходимо согласие родителей (законных представителей)).

Закон определяет продолжительность рабочего дня для подростков:

- 14-16 лет (учащиеся) – 2,5 часа;

- 15–16 лет (работники) – 5 часов;

- 16-18 лет – 3,5 часа.

Закон запрещает привлекать подростков до 18 лет:

- к тяжелым, вредным и опасным работам;

- к работам в ночное время.

 

Трудовой Договор

При устройстве на работу между работодателем и работником заключается Трудовой договор. Это письменный документ, заполняется в двух экземплярах: один остается у работника, второй – у работодателя. В данном документе определены права и обязанности сторон, также рассмотрены причины и правила расторжения трудового договора (при увольнении сотрудника).

Трудовая книжка

В данном документе прописывается дата приема на работу, место работы, должность, номер приказа о принятии на работу, увольнении.         

 

 

         Русский писатель Максим Горький утверждал: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества».

О чем дальше пойдет наш разговор?

 

–Вам, наверное, приходилось наблюдать за работой муравьёв в муравейнике, или паука плетущего паутину, или птиц, вьющих себе гнезда весной. Выходит, что животные тоже трудятся? Как вы думаете, труд животных и птиц похож ли на труд человека?

 - В чем отличия труда животных от труда человека?

Труд представляет собой деятельность, причём целенаправленную.

Все животные, насекомые, птицы, рыбы преследуют какой-то результат, по крайней мере, создаётся такое ощущение. Если вы посмотрите на каких-либо социальных животных, например, на муравьёв или на пчелиный улей, то вы можете увидеть аналог человеческого общества.  Животные не работают. Они занимаются инстинктивной деятельностью.

 Только человек обладает уникальной способностью делать что-либо по заранее выверенному плану и для заранее определённой цели. Животные выполняют свои работы исключительно повинуясь тому, что в них заложено изначально. Животные не трудятся, а живут согласно инстинктам. Человек занимается трудовой деятельностью, при этом его труд – это не просто достижение какой-то конкретной цели, а попытка создания чего-то нового.

- Как связаны по смыслу и происхождению слова творчество, творить, творец, творение?

Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.

В создании чего-то нового и кроется суть творчества. В самом широком смысле слова творчество – это уникальная человеческая черта; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Только человеку свойственна уникальная черта постоянно искать и создавать нечто новое, не существующее в природе.

·        Понятие мастерства, ремесла в жизни человека и общества.

Ремесло́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить изделия.

Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Домашнее ремесло нередко называют домашней промышленностью (то есть производством несельскохозяйственной продукции), ремесло на заказ и на рынок — кустарной промышленностью. В русской литературе нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались кустарями.

В большей степени ремесло сохранилось в слаборазвитых странах. Однако и здесь происходит его вытеснение фабрично-заводской промышленностью в результате индустриализации этих стран. Сохраняются народно-художественные ремёсла, связанные с обслуживанием туризма и с экспортом.

Издавна человечество знало такие ремёсла, как:

кузнечное

гончарное

плотницкое

столярное

портняжное

и многие другие.

 

– Важен ли был труд ремесленника для развития общества и жизни людей?

Ремесленник – лицо, обладающее определёнными навыками, производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным способом с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов.

 

- Какие слова лишние в перечне и почему? - Труд, ремесло, творчество, фантазия, образец, кустарь.

– Знаете ли вы кто такой мастер, ремесленник?

– Чем отличается труд ремесленника от труда на заводах и фабриках?

- Почему очень ценными считаются изделия сделанные в ручную?

 

Мастер – человек, достигший высокого мастерства в своём деле.

 

- Какие творческие профессии вы можете назвать? ( писатели, поэты, артисты, художники, композиторы).

– Каждая их работа рождена фантазией и воображением, новизной. У каждого человека свой характер, настроение и каждый мастер вкладывает свою душу в творение. Хотя творчество можно проявить в любом занятии.       

- Может ли человек научиться работать творчески?

Люди не останавливаются на достигнутом, они постоянно всё совершенствуют, стараются не только создавать нужные вещи для жизни, но и что бы они были красивыми, привлекали внимание, эксклюзивными.

Пример жизни действительно творческого человека – Константина Эдуардовича Циолковского.  Мальчик, переболевший скарлатиной, и на всю жизнь лишившийся нормального слуха, сумел получить хорошее образование и всю свою жизнь проработал учителем. Вместе с тем он был ещё и потрясающим учёным, причём та наука, которую исповедовал Циолковский, в его время была по сути немыслимой. Ведь это был конец 19 – начало 20 века, когда люди ещё даже не умели летать, а Циолковский мечтал о межпланетных путешествиях.  Уже тогда учёный рассматривал возможности создания околоземных орбитальных станций. Циолковский обосновывал все эти перспективы с научной точки зрения: рассчитал, при каких скоростях человек сможет преодолеть плотные слои атмосферы, указывал, что будет необходимо космонавтам для полноценной жизни на орбитальной станции. Константин Эдуардович рассуждал о том, что нужно человеку от космоса и что космос сможет дать человеку. Представьте себе: этот человек изначально, по сути, был ущемлён физически, жил в провинциальном на тот момент городе, далёком от научных центров, но, обладая творческим мышлением, способностями, смог предвосхитить эпоху.  Сейчас Циолковского называют «отцом мировой космонавтики».

Записать конспект в тетради.