дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

урок 15.09.22

Проектная деятельность и проектная культура

 


Как вы думаете, почему в создании изделий, в промышленном проектировании принимает участие большое количество специалистов — конструкторов, дизайнеров, инженеров, технологов, а при выполнении проекта в школьных мастерских — вы, ваши одноклассники и учитель технологии?

 

В процессе преобразующей деятельности людям постоянно приходится решать вновь возникающие проблемы. Эти проблемы решаются в процессе проектной деятельности — выполнения проектов. Например, у мамы скоро день рождения, возникает проблема: что подарить? Решаем подарить украшенную разделочную доску. Итак, есть цель деятельности: разработать и изготовить украшенную разделочную доску для мамы. Для достижения этой цели нужно решить несколько задач: выбрать модель, способ и последовательность изготовления разделочной доски, изготовить и украсить её.

Итак, требуется реализовать проект изготовления украшенной разделочной доски. Творческий подход позволяет найти новое наилучшее решение из возможных — выбрать оптимальную для изготовления и украшения разделочную доску.

Проектирование (от лат. projectus, буквально «брошенный вперёд») — это процесс создания нового продукта (изделия, услуги, мероприятия), качественно отличающегося от уже существующего.

Проектирование затрагивает практически все сферы деятельности человека.

Выполнением проектов занимаются и взрослые специалисты (конструкторы, дизайнеры, технологи) и школьники. Проект, выполненный специалистами, предполагает обоснование и описание нового изделия. На уроках технологии вы будете выполнять творческие проекты, обязательно включающие в себя изготовление изделия.

Творческий проект — самостоятельная творческая индивидуальная или коллективная деятельность учащихся по решению теоретических и практических задач, осуществляемая под руководством учителя.

Проект может быть индивидуальным или коллективным. Индивидуальный проект выполняется одним учащимся, например: «Завтрак в кругу семьи», «День рождения», «Ёлочная игрушка», «Подарок бабушке (маме, сестрёнке)» и др. В выполнении коллективного проекта принимает участие группа учащихся или весь класс, например: «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проектируем кухню», «Город в песочнице», «Масленица» и т. д. Объекты труда могут быть различными (рис. 1.8).

 

  
Рис. 1.8. Объекты труда

 

Качество изделий определяется не только возможностями их применения и стоимостью, но и удобством использования и эстетическими характеристиками. Существует термин «техническая эстетика». Эстетика — наука о красоте. Профессия дизайнера — специалиста, обеспечивающего красоту изделия, — стала очень популярной. Дизайн представляет собой творческую деятельность, отражающую объединение понятий «красота» и «полезность» и включающую выбор формы, композиции и цветового оформления предметов труда: архитектурных сооружений, интерьера (помещения внутри дома), преобразованной природы парков и садов (ландшафтный дизайн), промышленных изделий, графических изобретений: оформления книг, плакатов, рекламы и др.

Получая новые знания и умения на уроках технологии, вы постепенно освоите проектную деятельность. У вас появится опыт проектирования. Иными словами, вы овладеете проектной культурой. Проектная культура — это комплекс знаний, умений, опыта, а также личностных качеств, обеспечивающих практическое их применение в конкретных условиях.

Этапы проектирования

 

I этап — поисково-исследовательский

 

На этом этапе осуществляется формулирование проблемы. Вам необходимо понять, что вы собираетесь делать и для чего. Одновременно происходит изучение методов и способов возможного решения проблемы, а также выбор оптимального варианта.

При этом учитывается следующее:

• насколько задуманное изделие будет отвечать своему назначению; возможность изготовления изделия в школьных мастерских;

• возможность выполнения проекта с помощью тех средств, которые имеются у исполнителей;

• возможность изготовления изделия за время, отведённое на выполнение проекта; безопасность изготовленного изделия в эксплуатации;

• не наносит ли технологический процесс изготовления изделия и его эксплуатация серьёзного ущерба окружающей среде.

После этого происходит анализ предстоящей деятельности:

• определение количества участников и распределение их обязанностей;

• определение основных этапов деятельности и конечного результата.

Итак, на первом этапе вам необходимо:

1. Осуществить выбор темы проекта с учётом возможностей его выполнения.

2. Собрать информацию по теме проекта для выдвижения идей по его реализации.

Для сбора информации можно воспользоваться различными источниками:

— из средств массовой информации (СМИ): газет, журналов, телевидения, интернет-ресурсов и др.;

— из опроса потребителей (для этого вам необходимо продумать вопросы, подготовить лист опроса или анкету, а затем в устной или письменной форме опросить).

3. Выбрать наилучшую идею и исследовать её, осуществив экономическую, дизайнерскую и экологическую оценку. Создать эскиз, выполнить моделирование.

Если вы выполняете коллективный проект, то можно провести конкурс на лучшую идею.

4. Обсудить выбранную идею проекта с одноклассниками и учителем, утвердить тему и идею проекта.

Таким образом, формулирование цели проекта осуществляется исходя из потребности в конкретном изделии или услуге.

 

II этап — конструкторско-технологический

 

На данном этапе определяется последовательность выполнения технологических операций, готовится необходимая техническая документация. Кроме того, организуется рабочее место, выбираются материалы, проводится наладка оборудования.

При выполнении технологических операций необходим чёткий контроль деятельности на каждом этапе технологического процесса.

Планировать последовательность работ по изготовлению изделия необходимо с учётом особенностей конструкции, используемых материалов, оборудования и технологии изготовления.

Итак, на втором этапе вам необходимо:

1. Составить план работы.

2. Разработать чертёж и технологическую карту.

3. Подобрать материалы, инструменты, оборудование, необходимые для изготовления изделия. Обсудить это с учителем.

4. Изготовить изделие. Некоторые изделия необходимо испытать. Обсудить результаты испытания с учителем и при необходимости внести изменения в проект.

5. Выполнить художественное оформление изделия.

 

III этап — заключительный

 

На этом этапе осуществляется подготовка и проведение презентации проекта (ярмарки, выставки работ, дегустации, устного сообщения, инсценировки, дефиле, стендового доклада, мультимедийной презентации).

Итак, на третьем этапе вам необходимо:

1. Оценить проект.

2. Подготовить материал к защите проекта.

3. Защитить проект. Обсудить с учителем, одноклассниками и всеми заинтересованными людьми возможности дальнейшей реализации проекта.

К окончанию работы у вас должно быть краткое описание проекта. Вы должны уметь сформулировать идею проекта и доказать его целесообразность. Примеры выполнения индивидуального и коллективного проектов вы можете найти в приложении 1.

 


Основные понятия и термины:

проект, проектирование, индивидуальный проект, коллективный проект, проектная культура, дизайнер, дизайн.

 

Вопросы и задания:

 

1. Что такое проект?

2. Перечислите основные этапы проектной деятельности.

3. На каком этапе проектной деятельности определяется тема проекта?

 

Задание

 

Подумайте и предложите тему творческого проекта, который вы хотели бы выполнить. Решите, как вы будете работать — в группе или индивидуально.