Урок 19.09.2022
Девятнадцатое сентября
Классная работа
Урок развития речи. Функциональные разновидности языка
1. Посмотрите видеоурок https://youtu.be/vDhgNZ-_fj0.
2. Словарная работа.
Что же такое функциональный стиль, или функциональная разновидность языка?
Функциональные стили речи – это разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
В настоящее время языковеды выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Рассмотрим каждый стиль подробнее.
Официально-деловой стиль: жанры: официальные документы, законы, устав, распоряжение, приказ, соглашение сторон, отчет и др.;
основная функция – передача информации;
языковые черты: точность выражения мысли, стандартность средств выражения, недопустимость эмоциональной, разговорной лексики.
Пример: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Научный стиль: жанры: учебник, доклад, ответ на зачёте, статья, реферат, аннотация, лекция, монография и др.;
основная функция – передача информации и доказательство её истинности;
языковые черты: использование терминов, точность выражения мысли, логичность высказывания, недопустимость экспрессивных средств.
Пример: местоиме́ние (лат. pronomen) – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное, числительное.
Публицистический стиль: жанры: газетные и журнальные статьи, статьи из интернета, материалы радио- и тележурналистики, речи выступающих на митингах, съездах и др.;
основная функция – информирование об актуальных событиях;
языковые черты: социальная оценочность, отбор фактов, использование экспрессивных языковых средств.
Пример: «С возрастом молодые люди всё более активно участвуют в политической жизни общества, ибо понимают, что от этого зависят условия их реальной жизнедеятельности, их будущее».
Разговорный стиль: сфера употребления: неформальное общение, современный Интернет;
основная функция – общение (коммуникативная);
языковые черты: естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстраивание под получателя информации.
Пример:
– Ну, ты, наверное, от страха со всех ног бросилась наутёк.
– Наоборот. Встала и стою как столб. Боюсь пошевелиться.
Художественный стиль: жанры художественной литературы (стихотворение, поэма, очерк, рассказ, роман, роман-эпопея и др.);
основная функция – эмоциональное воздействие на читателя с помощью образа; языковые черты: использование средств других стилей и нелитературных элементов (диалектизмов, просторечий, жаргонизмов); широкое использование изобразительно-выразительных средств (эпитетов, метафор, олицетворений, поэтического синтаксиса); стиль писателя.
Пример: «Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей». (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
3. Повторите изученный материал, выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/tovebesapu.