дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 15.09.2022

                                                    Пятнадцатое сентября

                                                      Классная работа

                     Обращения, вводные слова и вставные конструкции

·        Сегодня на уроке мы повторим общую информацию об обращениях и                 вводных словах.
·        Вспомним все, что мы знаем об обособлении обращений и вводных слов.
·        Обновим знания о вставных конструкциях.
I.            Посмотрите видеоурок https://youtu.be/04Qlh6A0Y-E.
II.            Актуализация опорных знаний.
Обособляться могут не только члены предложения. Обращениявводные слова и вставные конструкции не являются членами предложения. Они осложняют предложение и потому в речи выделяются интонацией, а на письме – знаками препинания.
1.     Для чего нужны обращения?
При помощи обращений мы устанавливаем контакт с окружающими. Зинаида Павловна, вы хотели меня о чем-то спросить?
Мы привлекаем вниманиеМальчик! Мальчик, оглянись, ты оставил учебник!
Передаем отношение к адресату. Лентяй, возьмись наконец за дело!
Для обращений обычно служат собственные и нарицательные существительные в форме именительного падежа.
Это может быть имяАлексей, ты выполнил задание?
Или ФИОСемёнов Семён Семёнович, немедленно подойдите к администратору!
Чтобы подозвать своего питомца, мы воспользуемся кличкой.  Шарик, Шарик, ко мне!
Для обращения может послужить название любого предмета или явления. Лето, ты невыразимо прекрасно!
ØОбращения могут распространяться.
ØВ предложении может также быть несколько обращений, в том числе распространенных.
В качестве примера рассмотрим хорошо знакомые нам строки из стихов Александра Сергеевича Пушкина: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!» Все предложение состоит из двух распространенных обращений.
В тексте обращения часто выделяются запятыми.
Улыбнись, серьезный ты человек. Нужно заметить, что обращения выделяются запятыми со всеми словами, которые к ним относятся.
И вот, уважаемые гости столицы, наша экскурсия подходит к концу. В середине предложения обращения выделяются с двух сторон.
Отколе, умная, бредешь ты, голова? Если части обращения разделены, то выделяется каждая часть.
ØМеждометия отделяются от обращения запятой.
Эх, зима, ты опять пришла неожиданно! Запятой отделяется междометие «эх».
Катя, а Катя! Пойдем в кино? При повторе обращения частица «а» не отделяется.
О родная земля! Ты книга вечной жизни. Частица «о» запятой не отделяется.
ØПри усилении интонации обращения выделяются восклицательным знаком.
 
2.     Теперь, когда мы обновили знания об обращениях, обратимся к вводным словам.
Вводные слова служат для передачи авторских суждений, оценок высказывания.
Сегодня будет жарко. В предложении никаких оценок или суждений не присутствует – это констатация факта. Сравним это предложение с другими:
Конечно, сегодня будет жарко.
Думаю, сегодня будет жарко.
Говорят, сегодня будет жарко?
К счастью, сегодня будет жарко.
Одним словом, сегодня будет жарко.
Без вводных слов нам было бы затруднительно высказывать свое мнение.
ØЧто могут выражать вводные слова?
Уверенность. Это такие слова, как безусловно, несомненно, правда, бесспорно, естественно, разумеется, в самом деле, конечно.
Сегодня, бесспорно, будет дождь.
ØВводные слова также могут выражать неуверенность.
Это такие слова, как видимо, может быть, кажется, возможно, наверное, пожалуй, очевидно, должно быть и другие.
Сегодня, возможно, будет дождь.
ØПри помощи вводных слов могут выражаться разные чувства говорящего. Чувства выражают такие слова, как к досаде, к счастью, к несчастью, к радости, к удивлению, чего доброго, странное дело и т. д.
                    Сегодня, чего доброго, будет дождь.
ØВводные слова могут выражать и источник сообщения. Это такие слова, как по-моему, говорят, помнится, по мнению кого-либо, на чей-нибудь взгляд, по словам кого-либо, и т. д.
                  Сегодня, по словам бабушки, будет дождь.
ØВводные слова также применяются для выражения последовательности явлений, связи между ними. Это такие слова, как во-первых, во-вторых, в частности, однако, наконец, значит, стало быть, например и др.
                    Стало быть, сегодня будет дождь.
ØВводные слова могут указывать на способ выражения, оформления мыслей. Это такие слова, как короче говоря, иначе говоря, одним словом, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь и др.
                Сегодня будет, так сказать, дождь.
ØТакже вводные слова могут использоваться для привлечения внимания слушателей. Для этого используются такие слова, как видите ли, согласитесь, извините, знаете ли, пожалуйста, позвольте, представьте себе и т. д.
                 Сегодня, представьте себе, будет дождь.
 
3.      Вместо вводных слов могут также использоваться вводные предложения. По значению они равны вводным словам или похожи на них.
Мне кажется, я думаю, ей казалось, она говорит – все эти предложения могут быть вводными.
Сегодня, мне кажется, будет дождь.
Вводные слова выделяются запятыми.
Наверное, мы будем скучать по детству.
Они, как всегда, будут отдыхать в деревне. В середине предложения вводные слова выделяются с двух сторон.
Погода будет хорошей, а может, великолепной.
Союз «а» от вводных слов не отделяется.
4.        Будьте внимательны! Не путайте вводные слова с членами предложения или союзами!
 Рассмотрим три слова: кажется, возможно и однако. Эти слова могут быть вводными, а могут и не быть.
Эта задача кажется очень сложной. Кажется в данном случае – часть составного именного сказуемого.
Кажется, эта задача очень сложная. Кажется – вводное слово. Мы можем убрать его из предложения, и смысл не особенно изменится.
Выполнить это задание вполне возможно. Возможно – часть главного члена в бессоюзном предложении.
Возможно, я смогу выполнить это задание. Возможно – вводное слово, и его можно удалить из предложения.
Мы друзья, однако пишем друг другу редко. Однако – союз. Его можно заменить противительным союзом но.
Однако, как можно так редко писать другу! Однако – вводное слово. Его можно удалить из предложения.
Во многих случаях вводные слова можно удалить из предложения, поскольку они не являются членами предложения.
5.     Вставные конструкции содержат дополнительные сведения, поправки, замечания, пояснения к сказанному.
             Вводные предложения и вставные конструкции нужно различать.
 Вводные предложения содержат оценку сообщения, указание на его источник, на связь с другими сообщениями.   Как мы уже знаем, Марина Цветаева родилась восьмого октября.
    В отличие от них, вставные конструкции используются для дополнения, уточнения информации, поправок, замечаний, пояснений к сказанному.
Марина Цветаева родилась восьмого октября (православная церковь считает этот день днем памяти Иоанна Богослова).
Вставные конструкции выделяются тире или скобками. При этом внутри вставной кон
      Это село медленно приходило в запустение (приходить в запустение оно начало лет тридцать назад, но так было принято говорить). Заметим, что точка в конце предложения ставится за закрывающей скобкой.
Это село – а оно начало приходить в запустение уже давно – и сейчас смотрелось уныло.
III.            Тренировочные упражнения. Выполните задания в тетради.
А. Найти ошибки в обособлении обращений знаками препинания. Запиши в исправленном виде.
1.     Ой вы гости- господа
Долго ль ездили? Куда?
                                     ( А.С. Пушкин)
 
2.     Зажужжи, коса,

Как пчелиный рой!

                                    ( А.В. Кольцов)

3.     Прошла война. А ты всё плачешь мать.

                                     ( А.Т. Твардовский)

4.     Впредь, тебе невежа, наука:

Не садись не в свои сани!

                                      ( А.С. Пушкин)

5.     Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо.

                                       ( А.С. Пушкин)

6.     Каждый труд благослови, удача!

                                       ( С.А. Есенин)

    В. Вам предлагается текст, в котором надо найти вводные слова и определить их значение. Расставить знаки препинания.

          Вечер тёплый и такая тишина, что ждёшь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот кажется п ришло: кажется начинают шептаться между собой деревья: берёза белая с другой берёзкой белой издали перекликаются, осина молодая стала на поляне, как зелёная свеча, находит себе такую же свечу, черёмуха черёмухе подаёт ветка с раскрытыми почками.  

IV.            Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/kurubiguno.