Урок 05.09.2022
Пятое сентября
Классная работа
Урок развития речи. Деловые бумаги
1. .Лингвистическая разминка.
Задание 1. Определите, в каких стилях речи употребляются слова-синонимы.
1) а) потушить пожар (разговорный, нейтральный),
б) устранить возгорание (официально-деловой),
в) победить в битве с огнем (художественный, публицистический);
2) а) дрыхнуть (разговорный, просторечный),
б) находиться в объятиях Морфея (художественный),
в) находиться в состоянии сна (официально-деловой);
3) а) встреча (художественный, разговорный, нейтральный),
б) стрелка (разговорный, сленг),
в) саммит (официально-деловой, публицистический).
Объясните значение слова саммит. (Встреча глав государств, правительств)
Задание 2. Составьте глагольные словосочетания со словами:
акт - (составить)
претензии – (предъявить)
благодарность – (объявить)
выговор – (объявить)
документ – (оформить)
заявка – (написать)
отчет – (сделать)
подпись – (поставить)
расписка – (дать)
справка – (написать)
счет – (открыть)
требования – (предъявить)
приказ – (издать)
платеж – (производить)
оплату – (осуществить)
2.Целеполагание.
В повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с деловыми бумагами: написать заявление, автобиографию при поступлении в учебное заведение, на работу, объяснительную записку, если пропустил занятие, опоздал на урок, ушел раньше с работы и т. д. Часто в таких бумагах допускают ошибки, а подчас не знают, каким образом они оформляются. А ведь правильно составленное, без ошибок написанное резюме сразу вызывает у работодателя уважение и внимание к человеку, ищущему место службы.
Язык деловых бумаг должен соответствовать традициям официально-делового стиля литературного языка.
Сегодня наш разговор об официально-деловом стиле, тема урока «Деловые бумаги. Заявление. Автобиография».
3.Словарная работа.
На уроке нам понадобятся новые слова.
Клише (или языковые стандарты) – готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимого в определенных условиях и контекста стандарта. Они являются конструктивными оборотами речи. Например: встреча на высшем уровне.
Речевые штампы – слова и выражения, утратившие эмоциональную окрашенность. Например, рассмотреть под углом зрения.
Эмоциональность – предрасположенность к испытанию живых эмоций. Например, страх – одна из форм эмоций.
Экспрессия – выражение чувств, переживаний.
Экспрессивность (от латинского exprtssio) – значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. Например, вместо слова «хороший», приходя в восторг от чего-либо, мы говорим прекрасный, замечательный, чудесный.
Социальный – общественный.
Автобиография – описание жизни пишущего.
4. Повторение сведений об официально-деловом стиле.
-Что вы знаете об официально-деловом стиле?
И ещё 2 слова нам часто будут встречаться сегодня на уроке
Уточнение по словарю значения слов деловой, официальный.
Официальный – 1. Должностной, правительственный, установленный правительством, связанный с выполнением госуд. функций. 2. Исходящий от правительства, правительственного органа, должностного лица, вполне авторитетный. 3. Свойственный правительственным актам, деловым бумагам.
Деловой – прил., по знач. связанное с служебной деятельностью, работой
-Где встречается?
(Официально-деловой стиль используется в официальной переписке граждан с учреждениями, а также учреждений друг с другом, для составления государственных документов (указов, законов) и деловых бумаг.
-Отличительные особенности?
(Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций, предприятий, конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров и т.п. Стандарт (шаблон) в оформлении деловых бумаг.)
5. В чем особенность употребления языковых средств?
1) Лексические особенности.
( Лексические: термины, стандартные обороты речи, штампы)
2) Грамматические особенности.
(Грамматические: отглагольные существительные: нарушение, расторжение, взыскание, уведомление и т.п.; краткие прилагательные: должен, обязан и т.п.; отыменные предлоги и производные слова: в связи, в виду того что и т.п.)
3) Синтаксические особенности.
(Много обособленных оборотов, однородных членов предложения)
4) Назовите речевые особенности.
(Отсутствие эмоциональности, экспрессии, выразительных средств)
6.Слово учителя.
«Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков», - говорил Л.В. Щерба. Поэтому в официальных документах неупотребительны слова с переносным значением, а также эмоционально окрашенная и разговорная лексика. Для официального стиля характерны как раз те специфические слова, устойчивые словосочетания и обороты, которые принято называть канцеляризмами. Например: во исполнение решения, во избежание несчастных случаев, к заявлению прилагаю, предъявить справку, место жительства, согласно распоряжению, констатировать, аннулировать, вносить предложение(я), отдавать предпочтение, по истечение срока договора, по окончании школы и т.п.
Форма каждого вида документа тоже устойчивая, общепринятая, стандартная.
Вспомните, например, форму справки, расписки и т.п.
Штамп в официальном стиле оправдан, уместен: он способствует точному и лаконичному изложению деловой информации, облегчает ведение деловой переписки. Характерно, что даже непримиримый враг канцеляризмов К.И. Чуковский в книге о языке «Живой как жизнь» (эпиграф на доске) писал:
«… при официальных отношениях людей нельзя обойтись без официальных выражений и слов».
Но при этом составителям пособия «Деловые бумаги» он советовал закончить книгу строгим предупреждением: «Запомните раз и навсегда, что рекомендуемые здесь формы речи надлежит употреблять исключительно в официальных бумагах. А во всех других случаях – в письмах к родным и друзьям, в разговорах с товарищами, в устных ответах у классной доски – говорить этим языком воспрещается».
7. Изучение нового материала. Заявление.
- Когда и по какому поводу пишутся заявления?
(Наиболее распространены заявления о приеме на работу, об увольнении с работы, о предоставлении отпуска, о приеме в учебное заведение или в общественную организацию, о предоставлении жилой площади и т.д.)
-Каковы компоненты или реквизиты (реквизиты – обязательные составные части делового письма или документа), составляющие заявление?
Запись компонентов в тетрадь.
Кому заявление? (Название учреждения или должностного лица, к которому обращаются с заявлением, в Д.п.)
От кого? (Фамилия, имя, отчество в Р.п.)
Заголовок (заявление.)
Текст заявления.
Что прилагается?
Дата и подпись.
Адрес. (Дается сверху после указания фамилии перед заголовком или после указания числа снизу).
Наименование адресата располагается в верхнем правом углу листа, затем тут же приводятся фамилия и инициалы заявителя в род. падеже без предлога; иногда прилагается адрес и паспортные данные заявителя. Слово заявление пишется со строчной (маленькой)буквы и ставится в середине строки. Далее идет текст заявления, краткий и четкий. Чуть ниже слева ставится дата, а справа – подпись заявителя.
Образец заявления.
Директору
МБОУ СОШ №1
Ивановой И.И.
ученика 9 Б класса
Фролова Ю.П.,
заявление.
Прошу Вас разрешить мне пропустить занятия в школе 17 и 18 ноября 2004 года в связи с участием в спортивных соревнованиях
7 ноября 2004 года (подпись)
-К обязательному для заявления слову прошу не следует добавлять слов очень, убедительно. В конце заявления не следует писать «В просьбе прошу не отказать» или «С уважением…»
-Чем отличается простое заявление от сложного? (В сложном подробно излагается просьба и ее мотивировка, указывается перечень прилагаемых документов (название их, кем, когда, где выданы и отмечается номер документа).
Директору
МБОУ СОШ №1
Ивановой И.И.
ученика 9 Б класса
Фролова Ю.П.,
проживающего по адресу:
Московская область,
г. Орехово-Зуево, д.1, кв. 5,
заявление.
Прошу принять документы для поступления в Экономический бизнес-колледж на отделение «Менеджмент», т.к. хочу приобрести специальность менеджера по связям с общественностью. В этом году я закончил 9 класс МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
Прилагаются следующие документы:
Автобиография.
Аттестат об основном общем образовании за № (указывается номер) от 25.06.13 г., выданный МОУ «СОШ №1» г. Орехово-Зуево.
Три фотографии.
Медицинская справка.
Справка с места жительства.
1 июля 2013 г. (подпись)
- Какие ошибки были допущены при составлении 4 образца?
(Нет адресата, употребление глагола 1-го лица ед.числа, неличный характер)
-Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс вы должны будете написать самостоятельно.
-Довольно часто возникают споры о том, как следует писать в заявлении Львовой М.И. или от Львовой М.И. И в этом споре нет неправых. Обычно авторы пособий по деловой речи предпочитают первую, более традиционную форму, без предлога. Но допускается форма с предлогом. Полагают, что применение предлога соответствует обычной грамматической связи: заявление кому от кого, так же как, например, письмо кому от кого.
- Но есть еще один предмет для спора: как следует писать слово заявление – со строчной буквы или с прописной? На этот вопрос тоже нельзя ответить однозначно. Если исходить из грамматики – из того, что вся начальная часть документа представляет собой одно предложение, то справедливо отметить, слово заявление следует писать с маленькой буквы. Но если обратить внимание не только на грамматическую сторону, а еще и на зрительную форму документа, то слово заявление оказывается заголовком. Ведь его обычно пишут в центре строки, отдельно, после имени автора заявления, которое всегда пишется справа (иногда с дополнительными сведениями). А если слово заявление – заголовок, то его можно написать и с прописной буквы. И это не будет ошибкой.
8. Изучение нового материала. Автобиография.
-Что такое автобиография?
-Когда она нужна?
-Из каких компонентов состоит?
Автобиография (греч. Autos – сам, bios – жизнь, grapho – пишу) – описание своей жизни. Это слово закрепилось в русском языке, оно заменяет три слова. Автобиография пишется при поступлении в учебное заведение, на работу и т.д. В ней подробно излагаются основные, важные моменты жизни и работы пишущего.
Заголовок (автобиография) в центре.
Фамилия, имя, отчество.
Дата и место рождения.
Родители (полное имя отца и матери, занятия родителей).
Дата поступления в школу и ее окончания.
Начало и последующее время работы и указание места (если работает).
7) Общественная работа (какую работу выполнял и выполняет в настоящее время).
8) Указать, если имеются, особые поощрения, награждения по учебе (или работе), общественной деятельности.
9) Дата составления и подпись.
Автобиография
Я, Берестов Андрей Николаевич, родился 5 декабря 1989 года в Москве в семье служащего.
Мой отец, Берестов Николай Владимирович, - инженер; мать, Берестова Ирина Викторовна, - медсестра.
В 1995 году поступил в школу, в которой учился в течение четырех лет. По окончании начальной школы переехал в г. Санкт-Петербург, в связи с переводом родителей. По приезде на новое место жительства был принят в Петербургскую среднюю школу № 507, где по согласовании с администрацией меня зачислили в 5 Б класс. Здесь в течение двух лет избирался физоргом класса. В 2000 году вследствие полученной травмы был освобожден от обязанностей физорга.
В 2001 году за участие в математической олимпиаде я был награжден дипломом 1-й степени.
В настоящее время учусь в 9-м классе, занимаюсь в школьном ансамбле.
10.02.2002 г. А. Берестов
Автобиография
Я, Степаненко Саша, родился в 1986 году в небольшой деревеньке Остролучье, которая находится в 7 км от пгт Барышевки.
Мой отец, Степаненко Алексей Сергеевич, тракторист МТС.
Моя мать, Степаненко Наталья Григорьевна, библиотекарша сельской библиотеки.
В 1993 году я поступил в первый класс Барышевской средней школы № 2, куда мне приходится добираться на попутных машинах каждое утро и по сей день, так как через нашу деревню не ходят рейсовые автобусы.
В октябре 1995 года я поступил в музыкальную школу, где учусь играть на баяне.
Самое любимое мое занятие – спорт. Несколько лет я занимал второе место на областных соревнованиях по легкой атлетике.
В данный момент учусь в десятом классе.
12 мая 2002 г. Подпись Степаненко А.
- Какие ошибки в содержании, построении и языковом оформлении допущены?
(экспрессивность: небольшая деревушка; разговорное слово: библиотекарша; подпись: должна быть справа; нет отчества того, кто пишет автобиографию; нет числа и месяца рождения)
- Какая лишняя информация содержится в тексте?
- Отредактируйте текст и прочитайте его в исправленном виде.
Различают 2 вида автобиографий: автобиография - официальный документ и автобиография - литературное произведение.
Деловая автобиография выдержана в спокойном, деловом тоне. В ней соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов, написана она официальным языком по определенному плану. Ответы на пункты плана точные. Лексика нейтральная, все слова употреблены в своем прямом значении. Порядок слов прямой, предложения повествовательные. Разговорная лексика, свойственная разговорной речи, отсутствует.
Творческие автобиографии пишутся совсем по-другому. Писатели и поэты совершенно свободны в выборе материала и языковых средств для автобиографии, в определении ее композиции. Создавая правдивую картину жизни, используют разнообразные художественно-изобразительные средства.
Чтение автобиографии В.Маяковского или М. Зощенко.
9. Подведение итогов урока.
-О каком стиле речи шёл разговор?
-Как одним словосочетанием назвать справку, заявление, доверенность и т.д.
-Какие 2 документа научились составлять?
-Чему научились на уроке? В чем еще затрудняетесь?
10. Напишите автобиографию в форме официального документа.