Урок 21.11.2022
Двадцать первое ноября
Классная работа
Трудные случаи лексической сочетаемости
I. Слово учителя.
На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.
II. Фронтальный опрос.
· Ребята, давайте вспомним, что же такое лексикология?
· Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?
· В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?
· Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?
III. Работа по теме урока.
1. Слово учителя о лексической сочетаемости слов.
Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом.
Лексическая сочетаемость слов – это их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.
Например, словосочетание "бархатный сезон" (осенние месяцы - сентябрь, октябрь - на юге). Но нельзя сказать: "бархатная осень", к примеру.
Свободная сочетаемость слова — это его способность вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла: деревянный пол (ящик, шкаф, забор и т. д.); складывать вещи (книги, одежду, игрушки и т. д.).
Несвободная сочетаемость — это способность слов вступать в сочетания лишь с ограниченным количеством слов: карие глаза, закадычный друг, заклятый враг, одержать победу.
2. Чтение теоретического материала (упр. 105, с.68 – 69).
3. Тренировочные задания.
1) Выполните в тетради упр. 106 (1 – 5).
2) Практическое упражнение (устно).Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год \ месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина
6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ
10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ
3) Исправьте ошибки. В тетрадь выпишите слово, которое нужно исправить, а в скобках – верное слово.
1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.
2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.
3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.
4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.
5. В этот раз спортсменку преследовала удача.
6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.
7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.
4. Слово учителя о речевой избыточности.
Речевая избыточность, или многословие, — это лексическая ошибка, нарушающая точность выражения мысли:
тавтология— сочетание однокоренных слов, повторение уже выраженного смысла: спроектировать проект, проливной ливень и т. д.;
плеоназм — сочетание слов, одно из которых уже содержит значение другого: первая премьера, тёмный мрак и т. д.
5. Тренировочное задание.
Выполните упр. 108 (1 – 5 – устно, 6 – 10 – письменно). Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).
IV. Подведение итогов урока.
Итак, друзья, чему был посвящен наш урок?
Подводя итоги урока, хотелось бы пожелать, чтобы вы постоянно пополняли свой словарный запас, пользовались грамотно словами и чаще обращались к сокровищнице русского языка – художественной литературе.
V. Домашнее задание
1. Повторите пар. 11.
2. Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/rerarokize.