дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 21.11.2022

Двадцать первое ноября

     Классная работа

Трудные случаи лексической сочетаемости

I.                   Слово учителя.

На первый взгляд слово кажется чем-то простым и привычным. Но надо заметить, что при помощи правильно подобранного слова можно ясно и доступно объяснить самые сложные вещи, но можно и запутать. Можно заставить смеяться и плакать. Как говорил поэт Владимир Шефнер:

Словом можно убить,
Словом можно спасти, 
Словом можно полки за собой повести.

Только надо уметь пользоваться этими сокровищами, бережно обращаться с языком.

II.    Фронтальный опрос.

·        Ребята, давайте вспомним, что же такое лексикология?

·        Как вы понимаете, что же такое лексическое значение слова?

·        В каком словаре мы можем посмотреть значение слова?

·        Какие слова мы называем однозначными, а какие – многозначными?

III.             Работа по теме урока.

1.      Слово учителя о лексической сочетаемости слов.

Слова в речи употребляются не изолированно, по одному, а в сочетаниях. Не все они свободно соединяются друг с другом.

   Лексическая сочетаемость словэто их способность соединяться с определённым кругом других слов. Порой из-за сложности такого выбора в речи допускаются лексические ошибки.

Например, словосочетание "бархатный сезон" (осенние месяцы - сентябрь, октябрь - на юге). Но нельзя сказать: "бархатная осень", к примеру.

Свободная сочетаемость слова — это его способность вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла: деревянный пол (ящик, шкаф, забор и т. д.); складывать вещи (книги, одежду, игрушки и т. д.).

Несвободная сочетаемость — это способность слов вступать в сочетания лишь с ограниченным количеством слов: карие глаза, закадычный друг, заклятый враг, одержать победу.

2.     Чтение теоретического материала (упр. 105, с.68 – 69).

3.     Тренировочные задания.

1)    Выполните в тетради упр. 106 (1 – 5).

2)    Практическое упражнение (устно).Выберите подходящий вариант (правильным может быть одно слово или оба)
1. КРУГЛЫЙ год \ месяц
2. КРУГЛЫЙ сирота \ ребенок
3. ГЛУБОКОЕ детство \ молчание
4. БАРХАТНЫЙ сентябрь \ сезон
5. ГЛУБОКИЙ(АЯ) покой \ тишина
6. склонить \ преклонить ГОЛОВУ – выразить уважение
7. язык \ рот ЗАПЛЕТАЕТСЯ
8. уделить \ придавать ЗНАЧЕНИЕ
9. улучшить \ повысить УРОВЕНЬ
10. одержать \ потерпеть ПОБЕДУ

3)    Исправьте ошибки. В тетрадь выпишите слово, которое нужно исправить, а в скобках – верное слово.

1. Я люблю наши русские березки в их подвенечном саване.

2. При тоталитарном режиме нет свободы слова, всем зажимают языки.

3. Нам сказали, что в первой четверти мы добились ухудшения дисциплины.

4.За достигнутые недостатки наш класс ругали на собрании.

5. В этот раз спортсменку преследовала удача.

    6. В соревновании любимые фигуристы одержали поражение.

7. Пушкин стал писать замечательные стихи уже в глубокой юности.

4.     Слово учителя о речевой избыточности.

Речевая избыточность, или многословие, — это лексическая ошибка, нарушающая точность выражения мысли:

тавтология— сочетание однокоренных слов, повторение уже выраженного  смысла: спроектировать проект, проливной ливень и т. д.;

плеоназм — сочетание слов, одно из которых уже содержит значение другого: первая премьера, тёмный мрак и т. д.

5.     Тренировочное задание.

Выполните упр. 108 (1 – 5 – устно, 6 – 10 – письменно). Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с речевой избыточностью (тавтология и плеоназм).

IV. Подведение итогов урока.

Итак, друзья, чему был посвящен наш урок?

 Подводя итоги урока, хотелось бы пожелать, чтобы вы  постоянно пополняли свой словарный запас, пользовались грамотно словами  и чаще обращались к сокровищнице русского языка – художественной литературе.

 

V. Домашнее задание

1.     Повторите пар. 11.

2.     Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/rerarokize.