дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 14.11.2022

Четырнадцатое ноября

     Классная работа

            Активные процессы в области произношения и ударения

Задание 1. Вспомним! (Устно)

- Что такое «НОРМА» в языке?

-Проверьте себя: Норма ‒ это образец общепризнанного употребления элементов языка.

- Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке?

-Проверьте себя: Орфоэпия.

- Что такое орфоэпия?

-Проверь себя: Орфоэпия (от греч. orthos — прямой, правильный + epos — речь) ‒ раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение слов.

Задание 2. Теоретический материал.

Прочитайте статью в электронной версии учебника (с. 59-62) «Орфоэпические нормы современного русского литературного языка».

ВСПОМНИМ!!!

Нормы произношения гласных звуков.

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением.

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме У, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [ и ]. Например:

лес [ э ] - л[и]сник

грязь [ a ] – в гр[и]зи

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ ы ], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: ж[ы]леть лошадей, ж[ы]кет

Нормы произнесения согласных звуков.

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными сонорными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются, происходит ассимиляция (лат. assimilatio- уподобление) по глухости: бег [к], лодка [т], а глухие согласные перед звонкими озвончаются, происходит ассимиляция по звонкости отбавить – о[д]бавить.

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [ з н ].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы.

Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

1.                –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

2.                СЖ и ЗЖ произносятся как долгий твердый согласный [жж]: сжать – [жж]ать

3.                ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): расчёт- ра[ш’ш’]ет

4.                ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт-о[ч’ч’]ет

5.                –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] (в глаголах): улыбаться -улыба[ццъ]

6.                ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

7.        ЧН произносится как [ ч н ] - в большинстве слов; вечный, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

8.                ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

9.                ГК произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

10.           ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

11.           СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце [сонце]

Слова иноязычного происхождения.

Смягчение согласных перед Е.

В соответствии с нормами произношения в русском языке перед гласным Е произносится мягкий согласный звук: текст [т´э], брюнет [н´э], термин [т´э], конкретно [р´э], терапевт [т´э], декада [д´э], академия [д´э], музей [з´э], фанера [н´э], фланель [н´э]

Но обычно в книжных словах и терминологии продолжает произноситься с твердым согласным звуком (интеграл [тэ], тенденция [тэ], артерия [тэ], фонетика [нэ], Вольтер [тэ], Шопен [пэ], бифштекс [тэ], тембр [тэ], термос [тэ]), ателье [тэ], атеист [тэ], денди [дэ], кашне [нэ], кафе [фэ], партер [тэ], стенд [тэ], резю[мэ], шедевр [шэ]).

Двойной согласный произносится как двойной в одних словах (ва[нн]а, ка[сс]а, ма[сс]а, капе[лл]а), в других – как одиночный (аккуратно - а[к]уратно, аккомпанемент - а[к]омпанемент, аккорд - а[к]орд, ассигновать - а[с]игновать, грамм — гра[м]).

Задание 3. 1) Спишите слова, обозначая ударение. За справками обращайтесь к орфоэпическому словарю. 2) В каких словах возможны варианты произношения? 3) Объясните значение выделенных слов.

Апостроф, асимметрия, баловать, балованный, банты, вероисповедание, бармен, генезис, догмат, договор, донельзя, задолго, завидно, закупорить, звонит, ирис, искра, квартал, красивейший, кухонный, мизерный, нефтепровод, обеспечение, облегчить, отрочество, премировать, танцовщица, тефтели, торты, умерший, феномен, форзац, ходатайство, цепочка, черпать, шарфы, щавель, эксперт.

Задание 4 (устно). 1) Прочитайте вслух имена собственные. 2) Здесь собраны имена писателей, композиторов, учёных. Найдите в Интернете информацию о тех, чьи имена вам незнакомы, подготовьте сообщение об одном из них.

Бизе, Вальтер Скотт, Курт Воннегут, Альфонс Доде, Теодор Драйзер, Томмазо Кампанелла, Лафонтен, Морзе, Франсуа Рабле, Рембрандт, Антуан де Сент-Экзюпери, Фарадей, Зигмунд Фрейд, Стефан Цвейг, Пьер Ферма.

Итоги (устно):

- Что Вы узнали на сегодняшнем уроке?

- С какими понятиями познакомились?

Выполните интерактивные задания     https://edu.skysmart.ru/student/hapahikaha.