дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 19.09.2022

                                                                            Девятнадцатое сентября

                                                                                   Классная работа

                                                Развитие русского языка как закономерный процесс

       I.            Ценностно-эмоциональный этап.

- Перед вами три слова: авоська, забрало, трудодень. Как вы считаете, что они обозначают и когда, по-вашему, они могли появиться? Давайте проверим себя. Обратимся к толковым словарям. Прочитайте значения слов, оцените свои предположения.

- Обратимся к национальному корпусу русского языка.Посмотрим, как там представлено одно из наших слов – авоська. Есть Авоська и авоська…

А. И. Пантелеев. Анечка (1942)

Следом за ним в комнате появляется Жена― пожилая, ничем не примечательная женщина. Она очень утомлена, в руке у неё авоська.

Л. Я. Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе (1920-1943)

Но если не засовывать перчатки, то тогда уже решительно не было ни одной руки, чтобы расправить авоську, в которую предстояло уложить триста граммов селедок. Все скапливалось под конец в руках ― портфель, бумажник, авоська, сдача, перчатки, карточка, которую я держал изо всех сил, селедки, плохо завернутые продавщицей в бумажку.

Николай Носов. Приключения Незнайки и его друзей (1953-1954)

У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата ― Авоська и

Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка.

 

К. И. Чуковский. Живой как жизнь (разговор о русском языке) (1962)

Услышав впервые это слово около года назад, я обрадовался ему, как находке, и буквально влюбился в него, такое оно русское, такое картинное, так четко отражает в себе ненависть народа ко всему показному, фальшивому. Так же дороги моей писательской душе такие новоявленные слова, как авоська, раскладушка и др. Из сказанного следует, что борьба за культуру речи может быть лишь тогда плодотворной, если она сочетается с тонким чутьем языка, с широким образованием, с безукоризненным вкусом и, главное, если она не направлена против всего нового только потому, что оно новое.

 

Михаил Анчаров. Этот синий апрель (1967)

Приятельница прожила с крестной всю жизнь, вела хозяйство на даче, была ласковая и всегда понимающе и неназойливо оглядывала Гошку с Надей. Ничего как будто не менялось ― выходили из поезда и тащили продукты, и пролетали мимо черные машины, но чем ближе к опушке леса, где стояла дача, тем больше они стеснялись этих «авосек», которые тогда называлиськошелками или сумками, потому что слово «авоська» появилось в войну, а о войне в то время только пели.

- Какой вывод мы можем сделать?

Значение слова может меняться. Русский язык постоянно развивается.

- Давайте сегодня обсудим с вами этапы развития русского языка. Итак, тема урока «Развитие русского языка как закономерный процесс».

    II.            Ценностно-познавательный этап

- Обратимся к тексту упражнения 28. Прочитаем его, определим тему и основную мысль.

Тема текста: этапы развития русского языка

Основная мысль текста: в русском языке отражаются исторические события, процессы,

явления.

- Составьте схему развития русского языка, опираясь на прочитанный текст.

Посмотрите на вашу схему. Можете ли вы мне дать ответ на такие вопросы:

1) Кто из русских писателей сыграл огромную роль в развитии русского языка?

2) Из каких языков пришли слова в русский во времена Петра I?

3) Каковы причины заимствования слов во времена правления Петра I и Екатерины II?

Затруднительно.

- Прочитайте дополнительную информацию, которую предлагают рубрики «Лингвистические заметки» и «Из истории языка». Дополните нашу схему необходимой информацией.

- Изменения в русском языке происходят не только под влиянием внешних факторов (исторических событий, развития общества, науки и др.), но и под влиянием факторов внутренних, связанных с особенностями устройства русского языка и его элементов (морфем, слов, предложений).

Прочитайте строки из произведений классической русской литературы и найдите в них устаревшие формы слов (упр. 33). Подумайте, под действием какого внутреннего фактора развития русского языка произошло изменение форм И.п. / В.п. мн.ч. у слов, которые вы выделили. Используйте материалы рубрики «Из истории языка».

- Посмотрите на вашу схему.  Прочитайте слова упр.29. Ваша задача определить примерное время появления этих слов в русском языке.

Ответы. 1) слова относятся к периоду Древней Руси.

2) слова из XVIII – XIX веков

3) слова начала XX века, после революции

4) слова из военного времени

5) слова и 60-х гг, когда осваивался космос

6) слова конца XX века.

 III.            . Ценностно-рефлексивный этап.

- Какой вывод мы с вами можем сделать в конце урока?

Язык развивается вместе с народом.

- Верно. Об этом писал и Измаил Иванович Срезневский. Запишите его высказывания в тетрадь (упр. 38), выполняя при этом орфографический и пунктуационный анализ

текста. Выполните в тетради  упражнение 38.

Домашнее задание: выполните в тетради упр. 34.