Урок 12.09.2022
Двенадцатое сентября
Классная работа
Крылатые слова и выражения
1. Давайте вспомним, что такое фразеология и как к ней относятся крылатые слова: https://youtu.be/VnJFexW9Nfc.
2. Беседа.
· Что является источником крылатых слов и выражений?
· Где можно найти значение неизвестных крылатых слов и выражений?
· С чем связано появление сочетания «крылатые слова»? Кто и когда впервые его использовал?
- Запишите эти вопросы, чтобы в конце урока составить связный рассказ о крылатых словах.
- Давайте обратимся к тексту Дмитрия Сергеевича Лихачева (упр. 16), академика Российской академии наук, известного русского ученого-литературоведа, общественного деятеля, защитника русской культуры и русского языка (из рубрики «Моя Россия»)
- Какое понятие вводит Д.С. Лихачев?
- С детских лет мы слышим фразы: «Сражаться с ветряными мельницами» или: «Рыцарь печального образа». Крылатые слова становятся постоянными нашими спутниками. И чем старше, начитаннее мы становимся, тем богаче наш багаж крылатых слов. Что же они из себя представляют? Это и литературные цитаты, и исторические фразы, и просто слова-образы.
За каждым словом или высказыванием стоит его автор (вполне определенный человек – философ, поэт, ис торический деятель и т. д.) или какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.
- Давайте поработаем с упр. 18 и вспомним художественные произведения, которые стали источниками крылатых слов.
Ответы:
(1) А.П. Пушкин «Евгений Онегин». Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями Москвы, ее обликом.
2) М.Ю. Лермонтов «Бородино». Иносказательно: сожаление о хороших, славных, достойных людях былых времен, скрытое неодобрение настоящих нравов.
3) И. Крылов «Квартет». Употребляется в прямом смысле
4) А.С. Грибоедов «Горе от ума», Чацкий. Новость интересная, обычно приятная, но поверить в неё трудно. Говорится как выражение недоверия к какому-либо сообщению. В литературе 19 века употреблялось в значении: события недавнего прошлого, но в которые в настоящее время уже трудно поверить.
5) А. Блок. На поле Куликовом. Иносказательно: 1. Призыв принять жизнь такой, какой она есть – как постоянную борьбу с обстоятельствами, самим собой. 2. Дела требуют действий, отдыхать, успокаиваться некогда (шутл.).
6) Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге.
7) И.С. Тургенев «Русский язык».
8) М.Горький «Песня о Соколе».Так с некоторым пренебрежением говорят о людях приземленных, не способных на какое-либо рискованное дело и довольствующихся в жизни очень малым.
9) Н.В.Гоголь «Мертвые души». Используется как шутливо-ироническая характеристика русского характера).
2. Работа с учебником: упр. 16.
- Сформулируйте основную мысль высказывания Д.С. Лихачева.
Чтение информационного материала из рубрик «Моя Россия», «Лингвистические заметки», «Круг чтения».
3. Выполните в тетради упр. 22. Допишите группы крылатых слов своими примерами.
4. Прочитайте материал «Лингвистические заметки» на стр. 21.
5. По материалам урока ответьте на вопросы, поставленные в начале урока и подготовьте связный рассказ на тему: «Крылатые слова и выражения». В свой ответ включите слова из упр. 15.
6. Рефлексия.
- Подведем итог урока с использованием фразеологизмов и крылатых слов
Оцените результаты своего труда на уроке. Нужное подчеркните. |
Выберите крылатое выражение, наиболее полно выражающее ваше состояние на данный момент. Нужное подчеркните. |
Открыл Америку Хлопал ушами Считал ворон Зарубил на носу Каша в голове Свой вариант. Какой? |
Тяжела ты – шапка Мономаха! Повторенье – мать ученья. Чем больше я знаю, тем отчетливее понимаю, что я ничего не знаю. Корень учения горек, да плод его сладок. |
7. Домашнее задание: §3, упр. 21.