дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 12.09.2022

 

                                                                       Двенадцатое сентября

                                                                           Классная работа

                                                                  Крылатые слова и выражения

1. Давайте вспомним, что такое фразеология и как к ней относятся крылатые слова: https://youtu.be/VnJFexW9Nfc.

2.     Беседа. 

·    Что является источником крылатых слов и выражений?

·     Где можно найти значение неизвестных крылатых слов и выражений?

·    С чем связано появление сочетания «крылатые слова»? Кто и когда впервые его использовал?

- Запишите эти вопросы, чтобы в конце урока составить связный рассказ о крылатых словах.

- Давайте обратимся к тексту Дмитрия Сергеевича Лихачева (упр. 16), академика Российской академии наук, известного русского ученого-литературоведа, общественного деятеля, защитника русской культуры и русского языка (из рубрики «Моя Россия»)

- Какое понятие вводит Д.С. Лихачев?

- С детских лет мы слышим фразы: «Сражаться с ветряными мельницами» или: «Рыцарь печального образа». Крылатые слова становятся постоянными нашими спутниками. И чем старше, начитаннее мы становимся, тем богаче наш багаж крылатых слов. Что же они из себя представляют? Это и литературные цитаты, и исторические фразы, и просто слова-образы.

  За каждым словом или высказыванием стоит его автор (вполне определенный человек – философ, поэт, ис торический деятель и т. д.) или какой-либо конкретный источник, например, Библия. Это и отличает собственно крылатые слова от устойчивых фразеологических оборотов («кричать во всю Ивановскую», «верста коломенская» и т. д.), которые имеют анонимное или фольклорное происхождение.

- Давайте поработаем с упр. 18 и вспомним художественные произведения, которые стали источниками крылатых слов.

Ответы:

(1) А.П. Пушкин «Евгений Онегин». Цитируется, чтобы выразить восхищение столицей России, историческими, национальными особенностями Москвы, ее обликом.

2) М.Ю. Лермонтов «Бородино». Иносказательно: сожаление о хороших, славных, достойных людях былых времен, скрытое неодобрение настоящих нравов.

3) И. Крылов «Квартет». Употребляется в прямом смысле

4) А.С. Грибоедов «Горе от ума», Чацкий. Новость интересная, обычно приятная, но поверить в неё трудно. Говорится как выражение недоверия к какому-либо сообщению. В литературе 19 века употреблялось в значении: события недавнего прошлого, но в которые в настоящее время уже трудно поверить.

5) А. Блок. На поле Куликовом. Иносказательно: 1. Призыв принять жизнь такой, какой она есть – как постоянную борьбу с обстоятельствами, самим собой. 2. Дела требуют действий, отдыхать, успокаиваться некогда (шутл.).

6) Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. Используется как шутливо-ироническая форма напоминания об общественном долге.

7) И.С. Тургенев «Русский язык».

8) М.Горький «Песня о Соколе».Так с некоторым пренебрежением говорят о людях приземленных, не способных на какое-либо рискованное дело и довольствующихся в жизни очень малым.

9) Н.В.Гоголь «Мертвые души». Используется как шутливо-ироническая характеристика русского характера).

2. Работа с учебником: упр. 16.

- Сформулируйте основную мысль высказывания Д.С. Лихачева.

Чтение информационного материала из рубрик «Моя Россия», «Лингвистические заметки», «Круг чтения».

3. Выполните в тетради упр. 22. Допишите группы крылатых слов своими примерами.

 4.  Прочитайте материал «Лингвистические заметки» на стр. 21.

5.     По материалам урока ответьте на вопросы, поставленные в начале урока и подготовьте связный рассказ на тему: «Крылатые слова и выражения»В свой ответ включите слова из упр. 15.

6. Рефлексия.

- Подведем итог урока с использованием фразеологизмов и крылатых слов

Оцените результаты своего труда на уроке. Нужное подчеркните.

Выберите крылатое выражение, наиболее полно выражающее ваше состояние на данный момент. Нужное подчеркните.

Открыл Америку

Хлопал ушами

Считал ворон

Зарубил на носу

 Каша в голове

Свой вариант. Какой?

Тяжела ты – шапка Мономаха!

 Повторенье – мать ученья.

Чем больше я знаю, тем отчетливее понимаю, что я ничего не знаю.

Корень учения горек, да плод его сладок.

7. Домашнее задание: §3, упр. 21.