дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 02.02.2023

        Второе февраля

        Классная работа

                                       Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1.     Слово учителя.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

<…>

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

 

- Откуда эти строки? (Дума)

- Как связано стихотворение с романом «Герой нашего времени»?

(Лермонтов сказал в предисловии к роману «Герой нашего времени»: «Милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». (ключевое слово – поколение).

   Дело в том, что значение слова «герой» можно понимать по-разному. В толковом словаре приводится несколько его значений.

1) Исключительный по смелости или по своим доблестям человек.

2) Главное действующее лицо литературного произведения.

3) Человек, по своему характеру и поступкам являющийся выразителем какой-нибудь среды или эпохи.

- Какое из значений использовал Лермонтов в названии романа?

- Только ли из пороков состоит портрет главного героя?

  Нет, есть и достоинства.

  Все стороны характера главного героя Лермонтов освещает при помощи такого приёма, как психологизм.

Психологизм в литературе – это (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств.

М.Ю. Лермонтов: «...Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? – Мой ответ – заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» – скажут они. – Не знаю».

— Можно ли утверждать, что в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан человеком-загадкой? Обоснуйте своё мнение.

   Сегодня на уроке  и попытаемся разгадать  загадки образа Печорина.

— От чьего лица ведётся повествование в главе «Бэла»? в главе «Максим Максимыч»?

Каков художественный смысл смены рассказчиков?

— Что в характере Печорина заставило Максима Максимыча сказать: «Неужто тамошняя молодёжь вся такова?» Прокомментируйте эту оценку.

2.     Аналитическая беседа по главе «Бэла».

-  От чьего лица ведётся повествование в главе «Бэла»?

- Прочитайте описание первого портрета Печорина.

- Как в портрете показана противоречивость его характера?

- Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка.

- Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы.

- Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие художественные детали это подчёркивают?

- Какие кавказские впечатления Лермонтова отразились в главе?

- Какова роль пейзажа?

- Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Укажите детали его психологического портрета и объясните их смысл.

3.     Негативные и позитивные стороны героя и причины такого поведения. Глава «Бэла».

 - Через поступки героя  покажите  его негативные и позитивные стороны (в главе «Бэла»).

Минусы

Герой  совершает ряд неблаговидные поступки: похищает горянку Бэлу, становится причиной разрушения её семьи, разбойник Казбич потерял любимого коня по вине Героя.

Отрицательные качества личности, которые мы здесь наблюдаем:

Он думает только о себе и собственном удовольствии, совершенно не жалеет людей, причиняет им страдания. Он играет людьми, как игрушками. Он страшный эгоист. Он манипулирует людьми – заставляет их делать то, что ему нужно. Бэла любила его, а он увлёкся ею на короткий срок. Значит, в его характере есть непостоянство. Может, неспособность любить вообще. Боится стука ставни. Простывает от сквозняка. Подлость по отношению к Казбичу.

Плюсы

Cильная личность. Умеет подчинить себе людей, обаятелен. Он привлекает людей – Максима Максимыча, Бэлу, Азамата. Страдает, если виновен  в страдании других. Страдает после смерти Бэлы.

4.      Аналитическая беседа по главе «Максим Максимыч».

— Найдите детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

— Найдите черты психологического портрета в описании внешности Печорина. Почему второй портрет героя даётся глазами автора?

— Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными?

5.     Негативные и позитивные стороны героя и причины такого поведения. Глава «Максим Максимыч».

Отрицательные качества личности, которые мы здесь наблюдаем:

Герой обижает Максима Максимыча, не ответив на его приветствие так, как того ожидал старик, доводит его до слёз своей холодностью. Здесь проявляется скрытность героя, эгоизм, возможно, равнодушие к людям. Старик относился к нему, как к сыну. Герой, у которого, видимо, нет близких, отвергает и Максима Максимыча, стремится отгородиться от него. Мы видим, как он относился бы к своему отцу. Кроме того, штабс-капитан был приятелем Печорина и хотел надеяться, что другом. Печорин разрушает и дружеские связи тоже.

Почему? Старик тоже виновен в смерти Бэлы. Это он пересказал Герою подслушанный разговор.

Плюсы: сдержан в проявлении эмоций, не выставляет чувства напоказ – хорошее мужское качество. Не боится смерти. Красив внешне. Обладает писательским талантом.

 То есть на каждое отрицательное качество есть черта положительная, а многие качества могут быть истолкованы двояко.

 Таким образом, приходим к выводу, что Печорин – крайне противоречивый человек. Эти противоречия начинают проявляться сразу, как только герой прибыл в крепость (сослан туда за дуэль с Грушницким). Что говорит об этом Максим Максимыч? («Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен».)

 

Противоречия мы видим и в главе «Максим Максимыч»: портрет героя насыщен антонимичными словами.

 

      Противоречия наблюдаются и в «Тамани»: разрушает жизнь контрабандистов и тут же жалеет об этом, обвиняя во всём себя.

 

6.     Работа над портретом Печорина.

- Какое качество самое худшее в герое? (Эгоизм, эгоцентризм.)

- Откуда это в нём? (Душа испорчена светом).

- Только ли общество виновато в том, что он такой?

- Какое самое лучшее? (Обаяние личности. Способность судить себя за проступки.)

    Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

  Характер Печорина сложен и противоречив.

  Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Он не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика.

7.     Подведение итогов урока. (Работа в тетради).

Итак, мы попытались разгадать загадку Печорина. Какие выводы мы можем сделать?

·        Печорин – крайне противоречивая сильная личность.

·        Он имеет сходство с некоторыми литературными героями и даже с самим автором.

·        Он обладает особой притягательностью.

·        Он является лишним человеком.

·        Он портрет целого поколения.

8.     Выполните интерактивные задания https://edu.skysmart.ru/student/gorasurugu.

9.     Домашнее задание.

1.     Изучите с. 313 – 318; 323 - 325 учебника.

2.     Дочитайте роман до конца.