дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 15.09.2022

                                                     Пятнадцатое сентября

 

                                                         Классная работа

           Значение "Слова …" в русском искусстве. УРР. Подготовка к сочинению

1.     Поэтическая минута. Чтение наизусть отрывка из "Слова"

2.     Ответ на вопрос домашнего задания.

В чем вы видите идеал автора? 

Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. "Слово" - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.

3.     Значение "Слова …" в русском искусстве.

                     https://youtube.com/watch?v=H1Gw4QTSRyo&feature=share

  "Слово …" не раз вдохновляло писателей, поэтов, композиторов. Писатели и поэты XIX века (И.Козлов, В.Жуковский, А.Майков),  XX века (И.Новиков, Н.Заболоцкий и другие) создали многочисленные переводы и переложения "Слова ...».

   Существует несколько сотен переводов "Слова о полку Игореве" на различные языки (многие представлены на сайте "Параллельный корпус переводов "Слова о полку Игореве""). В русской культуре сложилась особая традиция перевода "Слова". В числе переводчиков "Слова" на современный русский язык ряд крупных русских поэтов  - В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл "Слово" на английский язык. Известные переводы "Слова" на русский язык принадлежат таким крупным филологам-исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.

   Крупные деятели национальных литератур есть также и среди переводчиков "Слова" на другие языки: на украинский - Иван Франко, на белорусский - Янка Купала, на польский - Юлиан Тувим, на французский - Филипп Супо, на монгольский – Цэндийн Дамдинсурэн, на немецкий - Райнер Мария Рильке, на иврит - Арье Став и др.

   В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных "Слову". В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную Энциклопедию "Слова о полку Игореве".

   Образы поэмы нашли зримое воплощение в картинах и иллюстрациях русских художников: В.Васнецова, В.Серова, Н.Рериха, В.Фаворского.

  Жемчужиной русской культуры является опера "Князь Игорь» композитора А. П. Бородина в четырёх действиях с прологом. Источником для либретто, написанного самим автором при участии В. В. Стасова, послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

4. Р/р Подготовка к домашнему сочинению (обучающее) .

                                                        Сочинение

         Русская земля и родная природа в "Слове о полку Игореве"

                                                        ПЛАН

1. Вступление. Идея похода. Природа грозным предзнаменованием удерживает Игоря от опасного шага.

Возможные варианты:

а) классический: "В апреле 1185 г. черниговский князь Игорь Святославович предпринял поход против половцев. События Игорева похода и последовавших за ним бед легли в основу памятника древнерусской литературы XII в. - "Слова о полку Игореве".

б) от цитаты: "Игорь взглянул на светлое солнце и увидел: тень от него полвойска покрыла :" - так начинается повествование о бесславном походе Игоря а половцев в апреле 1185 г.

в) проблемный: XII в. Каким зловещим должно было казаться русским воинам, воспитанным в эпоху, когда сильны были языческие представления, солнечное затмение! Почему же не остановило оно дружину Игоря, выступившего против половцев? И почему тогда столь торжественно-тревожно звучит голос автора?

2. Главная часть.

- Роль пейзажа накануне второй битвы русских с половцами.

- Как природа переживает поражение Игорева войска?

- Обращение к силам природы в "Плаче Ярославны".

- Как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?

- Роль рефрена "О Русская земля! Ты уже за холмом".

3. Заключение. Как через глубокое и проникновенное изображение русской природы, прекрасной и страдающей Родины, автор "Слова…" проводит идею единства, сочувствия и любви к родной земле?

5. Домашнее задание.

1.     Написать сочинение.

2.     Проч. С. 36 - 41 учебника.

3.     Определение классицизма (с. 40).