дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 01.02.2023

 

Первое февраля

Классная работа

Обобщающие сло­ва при однородных членах и знаки пре­пинания при них

1.     Посмотрите видеоурок https://youtu.be/GvICc9fS4ko.

2.     Запишите слова и расставьте ударения.

Эксперт, щавель, христианин, ходатайство, феномен, упрочение, упорядочение, апостроф, углубить, столяр, средства, афера, арахис, атлас (географическая карта), атлас (ткань), аэропорты.

3.     Вставьте пропущенные слова.  Запишите получившийся текст, расставив знаки препинания.

                                                                                Русские реки
        Бесчисленное множество … малых рек  речушек маленьких лесных ручейков  прозрачных озёр разбросано по великим просторам  нашей страны.
           В древности плыли гружённые товарами корабли по…  серебряному Днепру  широкой красавице Волге  пустынным северным рекам. Медом хлебом рыбой солью драгоценными редкостными мехами … торговали  русские люди в глубокой старине.  На берегах рек возникли … Киев и Новгород  Псков и Москва.

(Разнообразные товары, водоёмы, первые русские города, торговые пути)

 

4.     Тест

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

А. Распоряжения его всегда были быстры точны отчётливы.

Б. Люди несли на базар овощи хлеб птицу фрукты молоко.

В. Подушка эта была мягкая теплая битком набитая снами.

Г. В мешке дорожном простые вещи консервы да хлеб.

2. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.

А. Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни прогулку.

Б. На деревьях, стогах, домах – везде лежал снег.

В. Всё: деревья, трава, песок и даже одежда подёрнулось инеем.

Г. Юные деревья ель и сосна, клён и вяз – все растут дружно.

Д. Везде: на полях и в лесных просеках – пар поднимался от земли.

Е. Лесная ягода: малина и земляника – раньше всех поспевает на полянах.

5.     Выполните упр. 272.Запишите предложения с обобщающим словом при однородных членах в три группы: 1) с двоеточием; 2) с тире; 3) с двоеточием и тире. Отметьте обобщающее слово (ОС). Поставьте недостающие знаки препинания.