Урок 25.01.2023
Двадцать пятое января
Классная работа
Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них
1. Повторите пар. 43.
2. Посмотрите видеоурок https://youtu.be/3ixAY7M4n_o.
3. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые. Какую функцию выполняет союз И, как он объединяет однородные члены? Выполните синтаксический разбор предложения.
Мы (не)мож..м представить себе жизнь нашей страны без Кремля без Пушкина и Толстого Чайковского и Шаляпина без Медного всадника в Ленинград.. и Трет(?)яковской га(л, лл)ереи в Москве.
4. Работа с учебником.
1). Выполните устно упр. 253.
2). Запятая не ставится во фразеологизмах - упр. 256:
и то и сё
и там и сям
ни то ни сё
ни рыба ни мясо
и так и сяк
ни свет ни заря
ни взад ни вперёд
ни дать не взять
ни жив ни мёртв
ни конца ни края
Составьте в тетради 2 предложения с данными фразеологизмами.
3). Выполните упр. 254.
5. Тест по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
1. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
1) Из комнаты послышался звонкий__детский смех.
2) Уже проснулись растения__и птицы, и насекомые.
3) Вечерами он__или рассказывал нам сказки, или играл с нами.
4) В темные окна стучали крупные__дождевые капли.
2. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?
1) Он не только отвечал на вопросы Наташи__но и говорил сам.
2) И пахло лавандой__и прошлым.
3) Каждый звук гулко раздается в весеннем__сыром и свежем лесу.
4) Над рекой плыл__либо туман, либо дым от костров.
3. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?
1) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.
2) Холодное, серое небо__и ветер, и невольная печаль севера сковывали душу.
3) Я давно послал ему письмо, но от него ни ответа__ни привета.
4) Колесо чугунное вертится__и гудит, и ветром обдает.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)
1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Ночью ветер злится да стучит в окно.
4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)
1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.
3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.
4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
6. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом.
2) Мать крикнула на него замахнулась но не ударила.
3) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу.
4) Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть.
7. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.
2) Оля положила руку и тотчас отдернула ее.
3) Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью.
4) Там уже прохаживались медленно и взад и вперед две дамы.
8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)
1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.
2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.
3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.
4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.
9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) И зимой, и весной, и летом, и осенью хорошо в этих местах.
2) Мы увидели Кремль и Старый Арбат, и дворы Замоскворечья.
3) Он смел, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.
4) То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.