дистанционное обучение

ФГБОУ ВО ДГМА ИМЕНИ С.С. ПРОКОФЬЕВА

Музыкальная школа для одаренных детей

Урок 25.01.2023

 

                                                   Двадцать пятое января

                                                       Классная работа

          Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

1.     Повторите пар. 43.

2.      Посмотрите видеоурок https://youtu.be/3ixAY7M4n_o.

3. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые. Какую функцию выполняет союз И, как он объединяет однородные члены? Выполните синтаксический разбор предложения.

   Мы (не)мож..м представить себе жизнь нашей страны без Кремля без Пушкина и Толстого Чайковского и Шаляпина без Медного всадника в Ленинград.. и Трет(?)яковской га(л, лл)ереи в Москве.

4.  Работа с учебником.

1). Выполните  устно упр. 253.

2).  Запятая не ставится во фразеологизмах - упр. 256:

и то и сё

 и там и сям

ни то ни сё

ни рыба ни мясо

и так и сяк

ни свет ни заря

ни взад ни вперёд

 ни дать не взять

ни жив ни мёртв

ни конца ни края

Составьте в тетради  2 предложения с данными фразеологизмами.

3). Выполните упр. 254.

5. Тест по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

1. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

1) Из комнаты послышался звонкий__детский смех.

2) Уже проснулись растения__и птицы, и насекомые.

3) Вечерами он__или рассказывал нам сказки, или играл с нами.

4) В темные окна стучали крупные__дождевые капли.

2. В каком предложении на месте пропуска ставится запятая?

1) Он не только отвечал на вопросы Наташи__но и говорил сам.

2) И пахло лавандой__и прошлым.

3) Каждый звук гулко раздается в весеннем__сыром и свежем лесу.

4) Над рекой плыл__либо туман, либо дым от костров.

3. В каком предложении на месте пропуска запятая не ставится?

1) На вершину холма вела узкая__обдуваемая ветром тропинка.

2) Холодное, серое небо__и ветер, и невольная печаль севера сковывали душу.

3) Я давно послал ему письмо, но от него ни ответа__ни привета.

4) Колесо чугунное вертится__и гудит, и ветром обдает.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)

1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.

3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

6. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Прямо против окна на противоположной стороне высился красивый барский дом.

2) Мать крикнула на него замахнулась но не ударила.

3) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу.

4) Всем своим нескладным нутром он ощущал не то жалость не то совесть.

7. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым желтым светом озарило мокрую и печальную улицу.

2) Оля положила руку и тотчас отдернула ее.

3) Покоя нет ни ясным днем ни поздней ночью.

4) Там уже прохаживались медленно и взад и вперед две дамы.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)

1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Запятые не расставлены.)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

10. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) И зимой, и весной, и летом, и осенью хорошо в этих местах.

2) Мы увидели Кремль и Старый Арбат, и дворы Замоскворечья.

3) Он смел, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив.

4) То справа, то слева, то позади слышался гул падающих деревьев.